Виктория Сизова
Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок
Развитие связанной речи детей — одна из главных задач детского сада. Развития связной монологической речи является рассказывание по картине.
Публикация «Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Рассказывание по картине – это последовательное описание процессов, предметов, изображенных на картине, с детализацией их качеств, особенностей.
Картины служат наилучшим материалом для составление рассказа. В основе рассказывания по картине лежит восприятие окружающей жизни. Картина расширяет представление детей о предметах и явлениях, воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить самых молчаливых и застенчивых детей, развивает уверенность в своих силах.
В умении описывать картины и составлять рассказы-повествования мы используем специально разработанные серии дидактических картин.
Предметные картины – изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия (одежда, мебель посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» – автор С. А. Веретенникова, художник А. Комаров).
Сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.
При выборе картин для рассказывания предъявляется ряд требований: содержание картины должно быть понятным, интересным, воспитывающим положительное отношение к окружающему миру; картина должна быть поэтической; изображения персонажей, животных должны быть реалистическими; следует обращать внимание на доступность не только содержания, но и изображения. Не должно быть картин с большим количеством деталей, иначе дети отвлекаются от главного.
Этапы работы по составлению рассказов по картине.
Подготовительная работа.
Подготовительная работа очень важна: чем лучше будет проведена подготовка к рассказыванию, тем лучше будет составлен рассказа.
Виды подготовительной работы:
1. Рассматривание.
2. Беседа по картине.
3. Чтение художественной литературы о персонажах и предметах, которые есть на картине.
4. Словарная работа.
5. Различные игры.
- «Найди предмет». Проходит в форме соревнования. Кто больше назовёт живых и неживых предметов
- «Кто больше увидит?». Ребёнок называет изображённые на картине предметы определённого цвета, назначения, сделанные из того или иного материала.
- «Оживи картину». Я предлагаю детям закрыть глаза и представить, что они попали в картину.
Творческий вид рассказывания.
Придумывание:
начала рассказа;
конца рассказа;
рассказ от имени какого-либо живого предмета, от первого лица;
рассказ от имени неживого предмета (оживление неживого предмета);
придумывание сказки;
придумывание рассказа на тему.
При работе с рассказами мы соблюдаем правила:
1. Никогда не отвечаю сама на свой же вопрос, жду того, что на него ответят дети.
2. Не задаю вопрос, на который можно ответить «да» или «нет».
Этапы обучения.
1 этап - (младший возраст) - ставит целью обогатить словарь, научить рассматривать картины, отвечать на вопросы по содержанию.
2 этап - (средний возраст) - учу рассказывать и описывать картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по образцу.
3 этап - (старший возраст) - самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя составляют сюжетные рассказы, описывают картины, придумывают начало и конец сюжета картины.
4 этап - (подготовительная группа) – рассказывание не более трех сюжетных картин. Описывается каждая картина, затем дети объединят всё в один сюжет.
приемы обучения :
- совместные рассказывания (взрослые начинают, а ребенок заканчивает фразу;
- образец рассказа (должен быть грамотно выстроен, небольшой по объему, интересным по содержанию);
- план рассказа (Это два-три вопроса, определяющие его содержание и последовательность;
Общие требования к организации работы с картиной :
1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить со 2-й младшей группы детского сада.
2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество объектов: чем младше дети, тем меньше объектов изображено на картине.
3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.