Бобровская Олеся
Развитие связной речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с сезонными изменениями в природе
▼ Скачать + Заказать документы
Природа всегда вокруг ребенка, она воздействует на ребенка с ранних лет своим разнообразием и новизной, вызывает его изумление, желание больше узнать, спросить, обсудить увиденное. Важное значение природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он утверждал, что для совершенствования слова и мысли ребенка необходимо обогащать его душу понятными, яркими образами природы.
Публикация «Развитие связной речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с сезонными изменениями в природе» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дети учатся наблюдать, выделять и объяснять наблюдаемое, что оказывает значительное влияние на развитие их мыслительное деятельности. В процессе познания природы дети осваивают грамматические категории, обозначающие названия, действия и качества, что помогает им анализировать предмет и явление с разных сторон. В связи с этим, создаются условия для развития связной речи и формирования таких ее качеств как последовательность, логичность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать описывать.
В дошкольном возрасте при описании предметов дети, в основном, используют такие характеристики, как цвет и размер, а только благодаря образцу взрослого, ребенок может начать использовать сложные определения. Если в процессе наблюдения и рассматривания объектов природы обращать внимание детей на красоту явлений природы, то они начинают осваивать соответствующий словарь и при описании этих явлений, дети начинают чаще использовать прилагательные и наречия, чем при описании явлений общественной жизни.
Владение связной речью вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической и фонетической. Вопросы формирования связной речи у детей рассматриваются в двух направлениях: обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.
Обучение диалогической речи протекает в следующих формах:
• в свободном речевом общении;
• при специально организованных наблюдениях, на занятиях;
• в различных видах деятельности.
В свободном речевом общении средством обучения диалогической речи служит беседа. Она может проводиться во время любых режимных моментов: на прогулке, во время игры, в организованной деятельности. Беседа может проводиться на специально организованном наблюдении, какого-либо объекта или явления природы. С помощью таких бесед у детей развивается наблюдательность, формируется самостоятельное мышление, пробуждается непосредственный интерес к речевой деятельности.
Беседы с дошкольниками можно проводить везде, но методика их проведения различается. Выделяют различные типы бесед о природе :
• беседы, совмещенные с непосредственным восприятием (в процессе наблюдений, экскурсий, прогулок);
• беседы в процессе деятельности детей (во время труда в природе);
• беседы на основе имеющихся данных.