Келлер Елена
Игры для развития связной речи
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
«Что мы видим во дворе?»
Вместе с ребёнком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит".
По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях. Например: "Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки".
Если ребёнку трудно описать предмет, помогите ему наводящими вопросами. "Ты увидел дом? Он низкий или высокий?".
Публикация «Игры для развития связной речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Игра способствует развитию активной речи, наблюдательности, пополнению словарного запаса.
«Что мы делали вчера?»
Вместе с ребёнком вспомните, что делали вчера, о чём разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях.
Игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного запаса.
Аналогично проводится игра «Что мы будем делать завтра?»
«Профессии»
Покажите малышу, как с помощью разнообразных игрушек можно играть в доктора, парикмахера, шофера, продавца.
Разложите в комнате атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Пусть малыш самостоятельно поиграет. Понаблюдайте за его игрой, а потом спросите малыша: "Кто ты?" Малыш назовет свою роль в соответствии с выполняемым действием, например: "Я врач".
Уточните у ребёнка, какими инструментами он пользуется и для чего они нужны.
Чтобы помочь ребёнку рассказать о профессиях, необходимо задавать наводящие вопросы об этих профессиях, например: - Как одет человек на работе? Носит ли он специальную форму? - Чем занимается человек на этой работе? - Где он работает? - Какие инструменты ему необходимы? - Зачем нужна эта профессия? Какую пользу приносит людям?
Например, можно рассказать о профессии врача: врач одет в белый халат – это его врачебная форма. Врач работает в больнице или поликлинике, он лечит детей и взрослых от болезней. Для его работы ему нужны специальные инструменты: шприц, градусник. Профессия врач нужна для того, чтобы лечить людей от различных болезней.
«Коллекция»
Начинаем работу с классификации игрушек. Для таких игр удобно применять коллекции маленьких игрушек, к примеру: - подбери все машины; - подбери всех кукол. Затем - геометрические фигуры: - подбери все шарики; - принеси все кружки. Геометрические фигуры по цвету (принеси все синие фигуры) и по размеру (принеси все большие фигуры).
«Давай поговорим»
Является обычной беседой на бытовые темы. - Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Тебе нравится заниматься со мной?
«Назови действие»
Ребёнок называет слова, обозначающие действия. Ребё нку задают вопросы: - Что делает ветерок? (Ласкает, напевает, дует, шумит). - Какими словами можно сказать о том, что делает кошка? (Царапается, играет, мурлычет, мяукает). - Что делает щенок? - Что делает птичка?
«Стихотворение»
Все дети любят слушать стихи, стараются их запомнить. Подбирая стихотворения нужно учитывать речевые возможности ребёнка. Сначала нужно проговаривать каждую строчку стихотворения. Можно разучивать стихотворение с опорой на картинки.
«Посмотри, что увидел – расскажи»
Ребёнку показывается картинка, которую ему нужно внимательно рассмотреть. Через некоторое время картинку убирают, а ребё нку предлагают ответить на вопросы: "Кто изображён на картинке?", "Во что одета девочка?" Затем следует попросить рассказать, что он видел на картинке.
Конечно, сначала ребё нок дает краткие ответы: "Видел девочку". Далее следует предложить описать увиденное более подробно.
Если не удается получить развёрнутый ответ, то можно предложить ребёнку снова посмотреть на картинку. Если ребёнок и теперь затрудняется с описанием, следует предложить ему перерисовать картинку в альбом. При перерисовывании картинку следует раскрасить, что позволит вашему ребёнку рассмотреть детали. Когда ребёнок раскрасил картинку, следует задать ему ряд дополнительных вопросов, используя его рисунок: Какого цвета у мальчика брюки? Во что ещё он одет? Какого цвета платье, туфли? Во что одета девочка? Что держит девочка? Зачем ей мяч?
«Угадай по описанию»
Для начала следует предложить ребёнку послушать описание и отгадать, что мы описываем. Например, лимон: "Этот фрукт жёлтого цвета. По форме он продолговатый, на ощупь — шершавый. На вкус - кислый. С ним чай становится вкуснее и полезнее".
Затем можно предложить ребёнку описать его любимую игрушку, животное в зоопарке, рыбку в аквариуме. И уже наступит ваша очередь угадывать, что или кого описывает ребёнок.
«А что было дальше?»
Можно предложить ребёнку придумать продолжение рассказа, или сочинять рассказ вместе с ним, по очереди: — Жила-была девочка Маша. Летом Маша отдыхала у бабушки на даче. — Как-то раз пошла Маша в лес за ягодами. Набрала Маша полную корзину малины. Устала, села на пенек отдохнуть, смотрит по сторонам. — Вдруг слышит — за кустами что-то шуршит и топает! — Маша спросила "Кто тут?" (Что было дальше)