Сосновских Наталья
Развитие связной монологической речи у младших школьников с лёгкой умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
К числу важнейших задач коррекционной работы с младшими школьниками, имеющими умственную отсталость, а также комплексные нарушения психоречевого развития, относится формирование у них связной монологической речи.
Ключевые слова: связная монологическая речь
В последние годы число детей имеющих диагноз умственной отсталости неуклонно увеличивается, в связи с чем, проблема формирования навыков связанных высказываний у данного контингента детей приобретает особую актуальность.
Публикация «Развитие связной монологической речи у младших школьников с лёгкой умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
По данным педагогической практики и специальных исследований (Н. Ю. Борякова, Т. Н. Волковская стр., В. К. Воробьёва, В. П. Глухов, Е. В. Мальцева, Е. С. Слепович и др., большинство детей с умственной отсталостью к школьному возрасту не владеют навыками связной монологической речи в необходимом для этого возраста объеме. Словарный запас таких детей очень узкий, уровень овладения грамматическим и синтаксическим строем речи - очень низкий, семантическая сторона речи не достаточно развита.
Что же означает понятие ’’связная устная речь’’?
Связная речь - это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженных конкретными и точными словами, соединёнными в грамматически правильные предложения.
Связная речь — главный показатель умственного развития и общего кругозора ребёнка, средство общения со сверстниками, а также необходимое условие успешного обучения в дальнейшем. Очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании.
Богатый словарный запас является основной базой для формирования связной речи у наших детей. Мы обогащаем словарь ребенка новой лексикой, объясняем каждое новое слово и вводим его в активный словарь. Мы упражняем малыша в правильном проговаривании слов, словосочетаний и предложений. Словесные игры развивают, формируют мышление и речь детей в доступной, занимательной форме.
В лексических играх дети учатся классифицировать предметы, выделять существенные признаки (цвет, форму, величину, качество, группировать предметы по материалу и назначению, устанавливать простые связи, сравнивать предметы, явления природы, действия. В словесных играх ребенок учится быть внимательным, активным, развивает любознательность, слуховое внимание, сообразительность.
Без помощи и руководства взрослого связная речь развивается очень медленно или не развивается совсем.
Чтобы избежать этого и, в то же время, ускорить и облегчить процесс усвоения малышом необходимых навыков, его родителям необходимо совместить в своей работе по подготовке ребёнка три одинаково важных и взаимно связанных компонента - общение с ребёнком, игра с ним и его обучение.
При этом можно использовать как простые, известные всем нам с детства обучающие игры, так и специальные и разработанные психологами методики обучения.
Для того, чтобы Ваш ребёнок одновременно и получал удовольствие от этих игр, и успешно осваивал необходимые для его развития навыки, Вам, его родителям, не понадобится ни специальное помещение, ни абсолютная тишина. Все это можно делать в свободной и совершенно непринуждённой обстановке - на берегу моря или озера, на детской площадке, во время поездки в автобусе или на поезде.
Вот наиболее интересные словесные игры для детей.
«Объяснялки» — объясни, что это такое? (Водопад — вода падает с горы).
«Скажи наоборот» (вверху — внизу, мягкий — твердый).
«Подберем красивые слова о нашей кошечке: какая она?» (Пушистая, веселая, быстрая, умная).
«Что летает, ползает, идет, едет?» Обращаем внимание на разнообразие слов, подбираем синонимы: бежать — мчаться, пахучая — ароматная.
Игра — соревнование: «Кто больше запомнит и придумает родственных слов?» (хлеб — хлебушек — хлебный — хлебопек).
«Кто где живет?», «Чьи детки?», «Узнай предмет по описанию» (Рыжая, быстрая, маленькая, ловкая).
«Назови 4-5 предметов на определенную тему». (Мебель, посуда).
Для развития связной речи необходимо формирование у ребенка навыков правильного построения предложений. Грамматический строй речи — показатель умственного развития ребенка и средство формирования связной речи. Дети, у которых он не сформирован, затрудняются в выражении своих мыслей, хуже овладевают навыками чтения, с трудом решают задачи, пассивны на уроках, испытывают затруднения в общении со сверстниками. Чтобы они хорошо учились и могли самостоятельно высказываться, необходимо учить их пользоваться простыми и распространенными предложениями в учебной деятельности и в свободное время. Следует учить детей отвечать на вопросы полными предложениями с 3-4-х лет.
«Скажи правильно», «Повтори за мной» (Автобус едет по дороге).
«Какое слово убежало?» (Алеша ел.).
«Закончи мое предложение» (Сейчас мы с тобой пойдем.)
«Исправь Незнайку» (Машина едет по реке).
«Из чего сделаны предметы?» (Расскажи о деревянных).
«Почемучка» (Почему нужно чистить зубы каждый день? Почему самосвал назвали самосвалом? Потому что сам сваливает грузы).
Игра «Один — много» (дерево — деревья; стол — столы).
Детям желательно самим учиться отвечать на разные вопросы (куда? зачем? когда? с кем? какой? почему) и самим упражняться в постановке вопросов по картинкам и в жизненных ситуациях: «Спроси меня про погоду, про папу».
Необходимо обращать внимание на использование ими предлогов в речи : в, на, под, возле, около, из-за. Дети любят играть в игру «Где спрятался предмет?». Для того чтобы ребенок пользовался предложениями в повседневной жизни, надо специально обучать его много рассказывать, высказывать свое мнение, заучивать стихи, загадки, пословицы. Надо научить его пользоваться предложениями простыми и распространенными.
Игры и упражнения, развивающие устную речь ребёнка
* Испорченный телефон.
Несколько участников игры передают по цепочке друг другу (шёпотом) какое-либо слово или короткую фразу. Ребёнок при этом обязательно обращает внимание на то, что конечное в цепочке слово резко отличается от исходного и также на то, что некоторые слова очень похожи по звучанию и, поэтому, могут легко искажаться по смыслу.
* Что звучало?
Постучите вместе с ребёнком палочкой по столу, по полу, по пластмассовой игрушке. Затем завяжите ребёнку платком глаза, постучите по одному из названных предметов и попросите его угадать, по какому предмету Вы постучали. Чтобы Ваш ребёнок сумел получше отработать этот навык, периодически меняйтесь с ним ролями.
* Назвать любые слова на определённую букву.
Например: любые слова на букву ’’Б’’ : банан-балкон-буря-бочка-бык.
* Назвать больше слов по теме.
В быстром темпе и в течение минуты назвать как можно больше слов, обозначающих известных ребёнку животных, птиц, растений, материалов, имена стран и т. д.
В этой игре выигрывает тот, кто назовёт больше всех слов. Игра способствует развитию гибкости мышления и расширяет активный словарный запас.
* Назвать слова, определяющие страну, город, животное, растение, имя и начинающиеся на одну и ту же букву.
Например: Россия – Ростов – рысь – рис - Роман.
* Составить цепочку слов.
Так, чтобы последняя буква предыдущего слова была бы и первой последующего.
Например: ребёнок – корова – аромат – торт - тень.
* Составить цепочки слов-антонимов.
Например: горячий-холодный, тёмный-светлый, высокий-низкий, худой-толстый и т. д.
* Назвать все известные предметы одного и того же цвета.
Например: жёлтого - лимон, солнце, подсолнух, канарейка; или красного - помидор, перец, кровь и т. д.
* Угадай, что я хочу сказать.
Произнесите первый слог в каком-либо слове и попросите ребёнка угадать все слово целиком по этому слогу. Загадывайте и отгадывайте по очереди.
* Съедобное-несъедобное.
Два игрока бросают друг другу мяч. Бросающий мяч игрок называет слово, обозначающее или съедобный продукт, или любой несъедобный предмет.
Если названо слово, обозначающее съедобный продукт, то принимающий мяч, второй игрок, должен его поймать. Если же назван несъедобный предмет, то ловить мяч не нужно.
* Освоение понятий о местоположении предметов в пространстве (внутри, над, под, снизу, сверху, между, слева, справа).
Например: предложите ребёнку взять карандаш и положить его между компьютером и книгой, или на третью полку в правом ряду, или справа от телевизора и т. д.
Рекомендации родителям по развитию устной речи ребёнка
* Обращать внимание на то, насколько связно, логично и грамматически правильно ребёнок излагает свои мысли.
* Помогать ребёнку описывать предметы, события и явления более подробно. Границы познаний ребёнка при этом расширяются и его речь обогащается.
* Завести тетрадку, в которой печатными буквами и разборчиво будут записаны короткие рассказы ребенка, буквально соблюдая его стилистику и слова. Опыт показывает, что ребёнок воспринимает и на слух и зрительно значительно легче и быстрее тот текст, который был записан в точности с его слов. И это естественно, так ведь при этом он опирается на свои же речевые навыки и на свой словарный запас.
* После того, как ребёнком будут освоены элементарные навыки чтения, предложить ему читать его же произведения.
* При разучивании стихов и песенок ребёнок не должен создавать видимость ’’как бы поёт’’, не понимая смысла слов и произнося нечленораздельно какие-то слова. Надо помочь ему, особенно в песнях, правильно понимать и произносить каждое слово. Поэтому - пойте вместе с ним.
* Учить ребёнка находить и придумывать рифмы.
Например: сок-носок; палка-галка; рог-пирог; огурец-молодец; каша-Маша.
* Чаще применять самим и поощрять использование детьми поговорок, пословиц и распространенных выражений.
* Учить малыша придумывать и загадывать загадки.
* Учить рассказывать анекдоты, понимать юмор и придумывать смешные истории.