Екатерина Гуляева
Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Заяц и снеговик»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Дюймовочка»
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в
старшей группы компенсирующей направленности
«Лучики» (дети 5-6 лет с ТНР)
Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Воспитатель: Гуляева Е. П.
г. Советский
март, 2018 г.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Составление рассказа по серии сюжетных картинок „Заяц и снеговик“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Заяц, зайчики. Составление рассказов
- Заяц, зайчонок. Все о зайцах для детей
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Снеговик
- Снеговик. Конспекты по развитию речи
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Образовательные области: речевое развитие (составление рассказа по серии картин, художественно-эстетическое развитие (коллективная аппликация «Весна»)
Интеграция видов деятельности: коммуникативная (беседа, составление рассказа, продуктивная (коллективная аппликация, двигательная (игра малой подвижности «Веснянка», физминутка «Снеговик»)
Лексическая тема: весна
Вид занятия : тематическое
Цель: учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения.
Задачи
Коррекционно-образовательные:
1. Закреплять представления детей о весне и ее приметах;
2. Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Весна»;
3. Продолжать работу по обучению составлению рассказа по серии сюжетных картинок с опорой на схему «Паровозик» (ТРИЗ)
4. Упражнять в образовании и употреблении прилагательных, согласовании их с существительными;
Коррекционно-развивающие :
1. Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи;
2. Развивать внимание, память, творческое мышление.
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитывать умение сопереживать герою картины, понимать его чувства.
Планируемый результат: дети составляют рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения.
Подготовительная работа: рассматривание картинок из серии «Времена года», чтение стихов о весенних явлениях, разучивание игры «Веснянка», физминутки «Снеговик»
Словарная работа:
Существительные: весна, заяц, снеговик;
Прилагательные: ласковое, теплое, яркое, липкий, мокрый, грязный, зернистый, звонкие, быстрые, разговорчивые, торопливые;
Глаголы: лепить, подпрыгивать, подставить, пригорюнился, пригревать, растаять.
Оборудование:
Демонстрационный материал: серия сюжетных картинок «Заяц и снеговик»; схема «Паровозик» (ТРИЗ, плакат «Весна», письмо от Весны.
Раздаточный материал: картинки для аппликации (солнышко, ручеёк, снежный ком, проталинки с подснежниками, дерево с почками, птицы грачи, клей, салфетки, дощечки.
ТСО: проектор, ноутбук, интерактивная доска
Время проведения: 20 минут
Место проведения: групповая комната
Количество детей: 8 человек
Ход занятия:
1. Орг. момент. Введение в тему.
Дети входят в группу, здороваются с гостями.
Воспитатель: Прислушайтесь. Кто это так тихо прошагал за окном?
Загадка:
Кто пришел так тихо-тихо?
Ну, конечно не слониха,
И, конечно бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зеленые ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит
Тише всех пришла весна.
Воспитатель: Сегодня 1 марта – по календарю первый день весны и я поздравляю вас с этим событием.
2. Проблема
Воспитатель: Какой вы видите весну?
Дети: красивой, тающей, зелёной, яркой, цветущей…
Воспитатель: Где мы с вами живём? (на Севере)
Воспитатель: На Севере весна наступает позже. Как мы с вами можем её поторопить? (ответы детей)
Воспитатель: если мы оживим весеннюю картину (показываю детям плакат «Весна» в карандаше, то весна поторопится к нам.
Воспитатель: За каждое правильно выполненное задание вы будите получать цветной элемент картины и наклеивать его. Если получится оживить картину, весна поспешит в наш северный край.
3. Дидактическая игра «Подбери слово» (прилагательные)
Воспитатель: Посмотрите, наше солнышко не яркое. Чтобы солнышко засияло, надо сказать ему, какое оно.
Воспитатель: Солнце весной какое? (яркое, теплое, ласковое, желтое, высокое, светлое, пригревающее, сияющее, дарящее радость)
(дети передают цветное солнышко друг другу, сидя на стульях)
Воспитатель: Посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось, оно улыбается нам.
(имя, приклей солнышко на картину. (Ребёнок наклеивает солнце)
Воспитатель: Пригрело солнышко, снег начал таять.
Снег весной какой? (липкий, рыхлый, мокрый, грязный, зернистый, водянистый, скользкий, твёрдый)
(дети передают снежный ком друг другу, сидя на стульях)
Воспитатель: солнышко пригрело, снег начал таять, появились проталинки.
(имя, приклейте проталинки на картину (дети наклеивает проталинки)
Воспитатель: Тает снег, побежали ручьи.
Ручьи какие? (звонкие, быстрые, говорливые, торопливые, журчащие, шумящие, обгоняющие друг друга)
(дети передают голубую извилистую полоску – ручеёк друг другу, сидя на стульях)
Воспитатель: (имя, приклейте ручеёк на картину (дети наклеивает ручейки)
4. Дидактическая игра «Исправь ошибку»
Воспитатель: У меня есть письмо от весны.
«Здравствуйте ребята! Я хочу проверить, как вы знаете признаки весны. Если это неправильный признак весны, то хлопните 1 раз в ладоши, а если правильный, то запомните его.
Наступила весна. Снег тает. Затрещали сильные морозы. На реке начался ледоход. Дети надели теплые шубы, валенки. Побежали ручьи. Началась метель, вьюга. С сосулек капает. Начался листопад. Созрели ягоды. Прилетели перелётные птицы.
Спасибо, продолжайте оживлять мою картину, и я потороплюсь к вам.
(дети получают перелётных птиц и наклеивают их)
5. Игра малой подвижности «Веснянка».
Воспитатель: предлагаю отдохнуть и в игру «Веснянка» поиграть.
Солнышко, солнышко, (идут по кругу, взявшись за руки)
Золотое донышко.
Гори. Гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, (бегут по кругу на носочках)
Прилетело сто грачей, (бегут, взмахивая руками как крыльями)
А сугробы тают, тают, (медленно приседают)
А цветочки подрастают. (тянутся вверх, встав на носочки, подняв руки)
6. Работа по серии картинок «Заяц и снеговик».
Воспитатель: В конверте еще какое-то задание. Весна просит у вас помощи. Она пишет: «Ребята, мой друг заяц Коська прислал мне картинки, хочет рассказать какую-то историю, но у меня не получается собрать эти картинки по порядку. Помогите мне узнать, что хотел рассказать заяц Коська»
1) Беседа по содержанию серии сюжетных картинок.
Воспитатель: Рассмотрите картинки и карточки – схемы.
(Картинки и карточки – схемы на интерактивной доске)
- На что указывает первая в схема? (расставить паровозиком)
Расставьте картинки, как указывает схема.
- На что указывает вторая карточка? (на место)
В каком месте происходит событие? (событие происходит на лесной лужайке)
- О чём спрашивает следующая карточка-схема? (в какое время года, время суток)
В какое время года происходит это событие? А в какое время суток? (весной, днём)
- На что указывает четвёртая карточка? (назвать главных героев)
Посмотри на каждый вагончик паровозика из картинок и найди главного героя. Что ещё нарисовано на всех картинках?
- О чём спрашивает пятая карточка-схема? (что делают герои, их действия)
Какие действия изображены на всех карточках? Для чего герои это делают?
- О чём спрашивает шестая схема? (расставить картинки по порядку)
Расставь все картинки по порядку. Придумай рассказ. Посоветуйтесь и скажите, как бы вы его назвали?
2) Рассказывание по частям (картинкам)
Заяц и Снеговик.
1 картинка - На лесной полянке теплым весенним днём увидел заяц снеговика. Вместо носа у него была морковка. Захотел заяц съесть ее. Стал он подпрыгивать, не может достать морковку.
2 картинка - Подставил лесенку, потянулся, не достал.
3 картинка - Сел заяц и пригорюнился. В это время солнышко стало пригревать, снеговик начал таять.
4 картинка - Обрадовался зайчик, взял морковку и съел ее.
Вот как хорошо все закончилось. Правда? А теперь давайте поиграем.
7. Физкультминутка «Снеговик»
Был большой снеговик, (встают на носки, руки вверх)
А теперь он невелик, (приседают)
Зайка прыгал ловко, ловко и достал свою морковку (прыгают)
8. Повторение рассказа по серии картинок детьми.
Воспитатель: Но мы должны написать Весне ответ. Влад расскажет рассказ про зайца Коську, а я запишу и пошлю Весне.
- Молодцы, хорошее письмо получилось! И картина наша оживилась!
(воспитатель наклеивает дерево с почками)
9. Итог занятия.
Воспитатель: О каком времени года мы сегодня говорили на занятии? (мы говорили о весне)
- Как помогали Весне? (оживляли картину, составляли рассказ)
- Про кого составляли рассказ? (про зайца Коську и Снеговика)
Весна дарит вам эту картину. Если вы заметите в природе признак весны, то раскрасьте возле него кружок зелёным цветом.
Спасибо за помощь!