Ирина Ефимова
Развитие субъективности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время очень много говорят о развитии субъективности детей. Это понятие очень близко к понятию самостоятельности, но несколько шире. Это и мое глубокое убеждение, что если мы дадим в саду ребенку больше пространства для самоопределения (чем я хочу заниматься? где я хочу заниматься и с кем? каким образом я буду решать поставленную педагогом или мной задачу, то мы взращиваем субъективность в ребенке. Такому ребенку легче адаптироваться к требованиям школьной жизни, где нужно самому собрать портфель, где нужно самому организовать свою деятельность, самому выбрать новых друзей и строить с ними взаимодействие, где нет воспитателя, который следит, наблюдает и много-много помогает. Поэтому я, как воспитатель, использую методы обучения, которые взращивают в ребенке субъективность. Это прежде всего проекты, могут быть минипроекты, проекты одного дня. Один из таких проектов, который мы разработали и реализовали: «По следам детских идей…». Кроме того, я считаю очень важно максимально создать предметно-развивающую среду так, чтобы все находилось в свободном доступе для ребенка, где все удобно и, главное, знакомо ребенку. Мне не жалко времени на то, чтобы познакомить с новой игрой (пособием, каждого ребенка индивидуально, иногда даже несколько раз, я не прячу ножницы, и не запрещаю работу в уголке экспериментирования. Кроме того, слежу за тем, чтобы предметно-развивающая среда соответствовала возрасту детей и пополняю ее новыми дидактическими играми и пособиями, которые делаю сама в том числе.
Темочки:
Педагогу строить с детьми партнерские отношения, использовать демократический стиль общения. Это проявляется и в методах работы. Например, в работе ежедневно использовать форму работы «утренний» и «вечерний» круг. На утреннем кругу дети самостоятельно планируют свою активность на день, а на вечернем кругу каждый может рассказать о том, как прошел день, рассказать о наболевшем. В общении с детьми задавать открытые вопросы. Если ребенок спрашивает о чем-то, можно переадресовать ему же этот вопрос, провоцируя ребенка на размышление. Ну и, естественно, дидактические игры на ориентировку на тетрадном листе уже в подготовительной группе: графический диктант, скопируй и т. д.