Получи документы

Опытно-исследовательская деятельность как способ формирования личности, способной к осознанно правильному отношению

Ирина Рева
Опытно-исследовательская деятельность как способ формирования личности, способной к осознанно правильному отношению
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко»

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

В. А. Сухомлинский

Публикация «Опытно-исследовательская деятельность как способ формирования личности, способной к осознанно правильному отношению» размещена в разделах

Опытно- исследовательская деятельность детей заинтересовала меня 5 лет назад. Наблюдая за детьми раннего возраста, обратила внимание, что способность ребёнка наблюдать, удивляться, радоваться маленьким открытиям, неподдельна и искренна. Видя, как загораются их глаза при виде первого одуванчика, зелёной весенней травы, сколько вопросов они задают и с каким интересом ждут на них ответов, поняла, насколько актуальна в наше время тема, касающаяся природы и взаимосвязей в ней.

Известно, каким сложным и противоречивым бывает поведение маленького ребё нка в природной среде: имея самые добрые намерения, дети тем не менее совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся им цветы, мучают-«ласкают» -котёнка и др).Живое общение с природой, непосредственный контакт с объектами животного и растительного мира вызывает у детей эмоциональный отклик, желание узнать больше, понять взаимосвязи, существующие в ней. Педагог, не только знакомит ребят с окружающей их природой, но и учит относиться к ней бережно и внимательно.

Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Конечно, участие взрослого очень важно для неопытного ещё ребёнка, но умение педагога стать для детей партнёром, а не руководителем необходимо для того, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности.

Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать и я пойму». Мудрая пословица говорит о то, как важно для ребёнка, особенно в раннем детстве, личный тактильный контакт со всем тем, с чем приходится встречаться.

Василий Александрович Сухомлинский справедливо считал необходимым вводить малышей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребенок рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю». Считаю именно мудрый мыслитель, с благородным сердцем человек способен в дальнейшем сохранить, приумножить эту «чудесную красоту» природы.

В рамках детского сада, прежде всего дети любят разнообразные опыты, наблюдения за комнатными растениями, наблюдения на участках, свойствами воды воздуха и многое другое. Совместно с родителями создавали опытническую зону. В ней природный материал: шишки, разнообразная скорлупа орехов, пёрышки, ткани разной текстуры, бумага, ракушки, нитки, проволока, деревянные кружочки, палочки, камушки, косточки от фруктов и многое другое. С каждой прогулки приносим что-то интересное: красивый камушек, веточки, красивые листья и т. д. Дети любят рассматривать всё это, ощупывать. Очень легко им удаётся увидеть в этих предметах «рыбок», «птичек», «зайчика», или что-то сказочное, волшебное. И тогда из всего, что под рукой создаются интересные персонажи, нужно только немножко что-то добавить, подклеить, подрисовать.

Можно на зиму заготовить тщательно промытый песок и дети с удовольствием с ним играют. Во время тематической недели «Море», расширились знания детей о воде, обитателях морских глубин. Итогом было создание макета «Морское дно». Из камней, ракушек, принесённых нам родителями, косточек от фруктов, корней, песка, дети с интересом, имея простые знания о море, принимали участие в создании макета.

Свойства воздуха можно понять, надувая воздушный шар, а потом направить струю из него на пёрышко. Оказывается, воздух может двигать предметы! «Кто же тогда гнёт деревья на улице и поднимает песок?» С помощью трубочек дети вдувают воздух в воду и он выходит оттуда в виде пузырьков.

Работа была большой и интересной, не всегда простой и лёгкой, но вот я вижу своих детей на пороге школы. Мне хочется верить, что они помнят все наши игры и эксперименты, они знают о том, как важно сохранить, сберечь окружающий нас мир, не дать его погубить, уничтожить.

Очень важно, что познавательное развитие дошкольников, согласно ФГОС ДО, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, а это значит, что исследователи природы и её защитники будут всегда.

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно –деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС.

Считаю, что ни один вопрос ребёнка не должен оставаться без правильного, компетентного ответа взрослого и, тогда наши дети вырастут способными понимать, любить и бережно относиться ко всему живому вокруг них.

Используемая литература:

1. Иванова А. И. «Основные принципы организации экологического образования дошкольников» 1999г.

2. Каменкова Л. А «Мир природы и ребёнок»1998г.

3. Николаева С. Н. «Комплексные занятия по экологии» 2005 г.

4. Поддъяков Н. Н. «Сенсация : открытие новой ведущей деятельности». Педагогический вестник. 1997г.

5. Прохорова Л. Н. «Познаём, исследуем, развиваемся» из опыта работы 2002г

ература:

Публикации по теме:

«Волшебница вода». Опытно-исследовательская деятельность Цель: 1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение ее для всего живого. 2. Развивать любознательность,.

Исследовательская деятельность — средство формирования у детей познавательного интереса к природе Экологическое образование в детском саду реализуется с помощью разнообразных форм работы: познавательных занятий, тематических прогулок,.

«Деревья» Опытно-исследовательская деятельность«Деревья» Опытно-исследовательская деятельность Наши исследования: • В ясную сухую погоду отметили, есть ли пыль на листочках дерева. Сначала дети просто протерли их пальцем и посмотрели,.

Опытно-исследовательская деятельность. Опыт «Наш зелёный огород» (посадка лука).Опытно-исследовательская деятельность. Опыт «Наш зелёный огород» (посадка лука). Опытно- исследовательская деятельность. Опыт "Наш зелёный огород". Старший дошкольный возраст. Цель опыта- где быстрее вырастут перья лука,.

Опытно-исследовательская деятельность в средней группе Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает.

План-конспект НОД в старшей группе «Опытно-исследовательская деятельность» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическое.

Театрализованная деятельность как способ формирования социальных навыков дошкольников ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРЕЗЕНТАЦИИ Здравствуйте Уважаемые коллеги! 1-2 слайд «Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей,.

Проектный метод обучения как самый эффективный способ формирования у детей знаний и навыков по ПДД Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма остается приоритетной для общества проблемой, требующей решения на различных уровнях.

Театр как способ творческого развития личности ребёнкаТеатр как способ творческого развития личности ребёнка Театр один из ярких эмоциональных средств, формирующих эстетический вкус детей. Театр воздействует на воображение детей различными средствами:.

Выставка детских работ как способ повышения самооценки ребёнка (опыт работы)Выставка детских работ как способ повышения самооценки ребёнка (опыт работы) Когда работаешь с детьми, понимаешь, что многим из них нужно помочь повысить свою самооценку, утвердится. Много есть для этого способов.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Опытно-исследовательская деятельность как способ формирования личности, способной к осознанно правильному отношению
Опубликовано: 11 октября 2015 в 08:28
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опытно-исследовательская деятельность как способ формирования личности, способной к осознанно правильному отношению» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Рева (УИ 320413) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД