Ирина Рева
Опытно-исследовательская деятельность как способ формирования личности, способной к осознанно правильному отношению
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко»
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Опытно-исследовательская деятельность как способ формирования личности, способной к осознанно правильному отношению» размещена в разделах
Опытно- исследовательская деятельность детей заинтересовала меня 5 лет назад. Наблюдая за детьми раннего возраста, обратила внимание, что способность ребёнка наблюдать, удивляться, радоваться маленьким открытиям, неподдельна и искренна. Видя, как загораются их глаза при виде первого одуванчика, зелёной весенней травы, сколько вопросов они задают и с каким интересом ждут на них ответов, поняла, насколько актуальна в наше время тема, касающаяся природы и взаимосвязей в ней.
Известно, каким сложным и противоречивым бывает поведение маленького ребё нка в природной среде: имея самые добрые намерения, дети тем не менее совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся им цветы, мучают-«ласкают» -котёнка и др).Живое общение с природой, непосредственный контакт с объектами животного и растительного мира вызывает у детей эмоциональный отклик, желание узнать больше, понять взаимосвязи, существующие в ней. Педагог, не только знакомит ребят с окружающей их природой, но и учит относиться к ней бережно и внимательно.
Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Конечно, участие взрослого очень важно для неопытного ещё ребёнка, но умение педагога стать для детей партнёром, а не руководителем необходимо для того, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности.
Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать и я пойму». Мудрая пословица говорит о то, как важно для ребёнка, особенно в раннем детстве, личный тактильный контакт со всем тем, с чем приходится встречаться.
Василий Александрович Сухомлинский справедливо считал необходимым вводить малышей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребенок рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю». Считаю именно мудрый мыслитель, с благородным сердцем человек способен в дальнейшем сохранить, приумножить эту «чудесную красоту» природы.
В рамках детского сада, прежде всего дети любят разнообразные опыты, наблюдения за комнатными растениями, наблюдения на участках, свойствами воды воздуха и многое другое. Совместно с родителями создавали опытническую зону. В ней природный материал: шишки, разнообразная скорлупа орехов, пёрышки, ткани разной текстуры, бумага, ракушки, нитки, проволока, деревянные кружочки, палочки, камушки, косточки от фруктов и многое другое. С каждой прогулки приносим что-то интересное: красивый камушек, веточки, красивые листья и т. д. Дети любят рассматривать всё это, ощупывать. Очень легко им удаётся увидеть в этих предметах «рыбок», «птичек», «зайчика», или что-то сказочное, волшебное. И тогда из всего, что под рукой создаются интересные персонажи, нужно только немножко что-то добавить, подклеить, подрисовать.
Можно на зиму заготовить тщательно промытый песок и дети с удовольствием с ним играют. Во время тематической недели «Море», расширились знания детей о воде, обитателях морских глубин. Итогом было создание макета «Морское дно». Из камней, ракушек, принесённых нам родителями, косточек от фруктов, корней, песка, дети с интересом, имея простые знания о море, принимали участие в создании макета.
Свойства воздуха можно понять, надувая воздушный шар, а потом направить струю из него на пёрышко. Оказывается, воздух может двигать предметы! «Кто же тогда гнёт деревья на улице и поднимает песок?» С помощью трубочек дети вдувают воздух в воду и он выходит оттуда в виде пузырьков.
Работа была большой и интересной, не всегда простой и лёгкой, но вот я вижу своих детей на пороге школы. Мне хочется верить, что они помнят все наши игры и эксперименты, они знают о том, как важно сохранить, сберечь окружающий нас мир, не дать его погубить, уничтожить.
Очень важно, что познавательное развитие дошкольников, согласно ФГОС ДО, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, а это значит, что исследователи природы и её защитники будут всегда.
Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно –деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС.
Считаю, что ни один вопрос ребёнка не должен оставаться без правильного, компетентного ответа взрослого и, тогда наши дети вырастут способными понимать, любить и бережно относиться ко всему живому вокруг них.
Используемая литература:
1. Иванова А. И. «Основные принципы организации экологического образования дошкольников» 1999г.
2. Каменкова Л. А «Мир природы и ребёнок»1998г.
3. Николаева С. Н. «Комплексные занятия по экологии» 2005 г.
4. Поддъяков Н. Н. «Сенсация : открытие новой ведущей деятельности». Педагогический вестник. 1997г.
5. Прохорова Л. Н. «Познаём, исследуем, развиваемся» из опыта работы 2002г
ература: