Папки-передвижки

Новые воспитательные технологии как средство формирования личности

Галина Герасимова
Новые воспитательные технологии как средство формирования личности
▼ Скачать + Заказать документы

Выступление на МО воспитателей

Новые воспитательные технологии как средство формирования личности

Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего, различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации, целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Публикация «Новые воспитательные технологии как средство формирования личности» размещена в разделах

Одна из вечных проблем педагогики всегда состояла в том, чтобы добиться максимального повышения эффективности преднамеренных, целенаправленных воспитательных воздействий на ребёнка.

Воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена. В ситуации кризиса духовного мира граждан России возвращение в педагогическую науку, практику категории духовности как ценностного основания образования школьников становится очевидным. Современное воспитание школьников актуализируется: «Нет, и не может быть школы. без стремления помочь ребенку стать личностью, нравственной, самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя другим людям, народу, Отечеству». XXI век, по мнению ученых, прогнозируется как век Человека, где современные воспитательные технологии признаются высшей ценностью. Они являются основой развития не только образования, но и науки, искусства, культуры. Вместе с тем недооценка современных технологий в развитии личности школьников в связи с господством на протяжении длительного времени авторитарной педагогики является спецификой воспитания российских школ.

На практике теория воспитания осуществляется с помощью технологии. Легко установить, что означает слово «технология», образованное от латинских слов «технос» — искусство, мастерство, ремесло и «логос» — наука. За технологией в области воспитания фактически остаются общие для всех воспитателей этапы, которые необходимо преодолеть на пути формирования всесторонне и гармонически развитой личности. При технологическом решении проблем воспитания каждый воспитатель обязан пройти канонический путь достижения цели, контролируя и корректируя результаты в заранее определенных «узловых точках». Между этими «точками» каждый действует творчески, в зависимости от конкретных условий и имеющихся возможностей.

Рассмотрим отдельные педагогические технологии.

Пример самой распространенной по применению воспитательной технологии – технология организации и проведения группового воспитательного дела по Н. Е. Щурковой. Общая воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых отношений воспитанников к себе, окружающим, природе, вещам.

Н. Е. Щуркова характеризует воспитание как организованное, целенаправленное, социально и психологически разработанное введение ребенка в контекст современной общечеловеческой культуры, его совместное с воспитателем вхождение в культуру.

Н. Е. Щуркова рассматривает воспитательную работу как совместные действия воспитателя и воспитанника, направленные

• на обогащение общечеловеческими духовными ценностями,

• на познание себя и другого человека,

• на развитие саморегуляции, самоорганизации деятельности и поведения.

При этом важная роль отводится готовности воспитателя наблюдать, анализировать и корректировать процесс воспитания и развития личности.

Воспитательное мероприятие — это форма организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. Главные отличительные особенности воспитательного мероприятия необходимость, полезность, осуществимость. Воспитательный процесс в интернате состоит из цепи непрекращающихся воспитательных мероприятий.

Главная ценность воспитывающего пространства интерната – личность каждого воспитанника, формирование умения сохранять уважение друг к другу, взаимопонимание. Дети принимают участие в планировании воспитательной работы интерната. Воспитательная среда интерната учитывает особенности национальной психологии, традиционные формы и методы воспитания, помогает ребенку осознать себя личностью.

Исходя из цели и задач воспитательной работы, были определены приоритетные направления воспитательной деятельности интерната: художественно-творческая деятельность, коммуникативная деятельность, ценностно-ориентировочная деятельность, направление «Познавательное», «Трудовое», «Физкультурно-оздоровительное». Они содержат стержневые мероприятия, направленные на формирование духовного, психического, физического, социального здоровья воспитанников. Результат - скоординированная работа по формированию социально интегрированной личности.

Технология педагогической поддержки О. С. Газман. Сущность этой технологии заключена в оказании превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением). Педагогика сотрудничества может быть рассмотрена как образовательная, так и воспитательная технология. Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии.

Технология коллективного творческого воспитания И. П. Иванова. Эта методика возникла в работе Ленинградских педагогов во главе И. П. Ивановым. Они возродили и обновили систему организации воспитывающей деятельности А. С. Макаренко. Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

Широко используется эта технология при проведений общеинтернатских мероприятий, праздников: «Новый год», «Масленница», «День Святого Валентина», праздничный конкурс «Ямальская красавица», «Нани торова, семья», литературно-творческий вечер «У войны не детское лицо».

Главная ценность воспитывающего пространства интерната – личность каждого воспитанника, формирование умения сохранять уважение друг к другу, взаимопонимание. Дети принимают участие в планировании воспитательной работы интерната. Анкетирование позволяет узнать их интересы, желания, возможности в организации воспитательных мероприятий. Воспитательная среда интерната учитывает особенности национальной психологии, традиционные формы и методы воспитания, помогает ребенку осознать себя личностью.

Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива интерната стало обязательное применение здоровьесберегающих технологий воспитания.

Здоровьесберегающие технологии Н. К. Смирнова включены в план воспитательной работы для обучения грамотной заботе о собственном здоровье воспитанников и формированию культуры здоровья, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться.

Вопросы сохранения здоровья воспитанников являются предметом пристального внимания коллектива воспитателей интерната. Педагогический коллектив постоянно ведет поиск методов оздоровления детей в условиях школы-интерната, добивается, чтобы ребенок в быту и в повседневной жизни последовательно придерживался требований здорового образа жизни. В интернате соблюдается комплекс организационных и санитарно-гигиенических норм, направленных на создание условий комфортности для воспитанников. Режим работы интерната составлен согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам. Он наилучшим образом способствует физическому, духовному и социальному развитию детей.

Для поддержания здоровья детей ведется спортивно-оздоровительная работа, в которой сочетаются разнообразные по содержанию и форме виды досуга : информационно-познавательные игры, игровые тренинги, практические занятия, уроки Здоровья, инструктажи, походы.

Проблема сохранения национальных традиций решается через развитие национальных видов спорта: прыжки через нарты, метание тынзяна на хорей, перетягивание палки, национальная борьба, малая спартакиада ненецких игр. Воспитание личной ответственности за своё здоровье реализуется через организацию различных мероприятий : веселые старты, подвижные игры на свежем воздухе, викторины, беседы, конкурсы.

Технология социального проектирования В. А. Лукова используется в нашей школе недавно. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых и сверстников.

В исследовательских социальных проектах результат исследования связан с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением. Он предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др. Исследовательская деятельность в интернате представлена проектами: «Ненецкая кукла Нухуко, русская кукла Московка или Седьмая Я»; «Быстрая еда: вред или польза?».

Воспитателям интерната в своей работе ориентироваться на новые образовательные технологии, при разработке воспитательных мероприятий реализовывать современные технологии как средство для формирования личности детей.

Публикации по теме:

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Средства народной педагогики в реализации нравственного воспитания детей дошкольного возраста Нравственное воспитание подрастающего поколения - проблема важная и актуальная. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Новые воспитательные технологии как средство формирования личности
Опубликовано: 5 апреля 2015 в 17:32
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Новые воспитательные технологии как средство формирования личности» (включая файлы) размещена пользователем Галина Герасимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД