Оксана Жданюк
Развитие социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста в игре
▼ Скачать + Заказать документы
Обращение к проблеме развития социальных эмоций старших дошкольников в процессе реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) обусловлено необходимостью поиска путей ее гармонизации и стабилизации в сензитивный период дошкольного возраста. Согласно ФГОС ДО в каждой из пяти образовательных областей рассматриваются определенные аспекты эмоционального развития.
Публикация «Развитие социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста в игре» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции. Игры на изучение эмоций и настроения
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Проблема развития социальных эмоций детей дошкольного возраста рассматривалась в многочисленных работах отечественных педагогов. Значимость влияния эмоциональных состояний на психические процессы личности отмечали Л. С. Выготский, A.B. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Е. П. Ильин, Г. М. Бреслав, К. Л. Лидин и другие исследователи.
Социальная ситуация развития дошкольника, полагают Н. Е. Веракса и А. Н. Веракса, пронизана переживаниями, многие стороны жизни ребёнка эмоциональны[2]. А. В. Запорожец, Е. Е. Кравцова и ряд других исследователей отмечают, что именно социальные эмоции являются магистральной линией становления личности ребенка.
В работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и других мы находим общие указания на то, что формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определенных условиях становятся внутренним достоянием личности, содержанием побудительных мотивов ее поведения [4]. В следствии подобного семейства освоения дошкольник обретает особую концепцию граней, идеалов значения, сравнивая с какими созерцаемые действа некто дает оценку их чувственно равно как заманчивые либо неприятные, равно как хорошие либо недоброжелательные, равно как изящные либо безобразные.
В дошкольном детстве ребенок ярко переживает эмоции в непосредственной зависимости от того, в какой ситуации находится. Само по себе эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста часто становится одним из основных факторов эффективного обучения, ориентированного на зону ближайшего развития. Это определено тем, что дошкольнику требуется познать весь спектр эмоциональных переживаний, они ему не даются в готовом виде. В эмоциях выражается субъективность, но они не могут качественно изменяться без определенного влияния внешней среды. Следовательно, создавая нужную атмосферу для выражения эмоций, давая возможность ребенку прочувствовать их, мы тем самым развиваем в нем социальную восприимчивость и способность адекватно реагировать на различные жизненные ситуации.
Ребенок, рождаясь как индивид, постепенно приобретает черты личности и субъекта социальных отношений. Вхождение ребенка в социум называется социализацией. В психологии существуют разные подходы к рассмотрению факторов и условий социализации, тем не менее, можно выделить две основные тенденции во взглядах ученых: во-первых, социум рассматривается как враждебная среда по отношению к ребенку, к которой он вынужден приспосабливаться; а, во-вторых, социум рассматривается как «помогающая» среда, в которой ребенок активно адаптируется, обучаясь, воспитываясь благодаря взрослому [6].
У старших дошкольников в процессе общения со взрослыми и сверстниками постепенно возникает способность предвосхищения последствий определенных ситуаций и возможность эмоционального оценивания себя и других, т. е. начинает формироваться механизм эмоционально-когнитивной децентрации. Возникновение эмоционально-когнитивной децентрации способствует развитию более сложных форм эмпатии, таких как сочувствие, сопереживание и соучастие. Старший дошкольный возраст отличается специфической формой протекания эмпатийного реагирования, что обусловлено преобразованием эмоциональной сферы дошкольников от непосредственного эмоционального реагирования к опосредованной моральными нормами и отношениями эмпатии. Развитие эмпатийных переживаний у дошкольников происходит под влиянием различных психологических, социальных и физиологических факторов.
До поступления в школу ребенок интенсивно усваивает представления об общественно - значимых нормах, целях и идеалах. Он приобретает собственный эмоциональный опыт в общении с другими людьми и вырабатывает определенное отношение к самому себе.
Эмоции помогают ребенку приспосабливаться к той или иной ситуации. Эмоции ребенка – это «послание» окружающим его взрослым, о его состоянии. Эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Детские эмоции влияют на будущее поведение ребенка, способствуют социальному и нравственному развитию и являются источником радости и страдания.
О. А. Орехова, классифицируя социальные эмоции [7], представляет их в виде модели развивающейся личности, в которой социальные эмоции структурированы в виде пяти блоков личностных отношений, включенных в субъективно-ценностную систему человека. Представленные в виде полюсов (позитивного и негативного) перечисленные ниже социальные эмоции в концепции автора, а также в рамках данного исследования, играют роль структурообразующей системы личностных отношений, которая определяет активность личности.
1. Блок базового комфорта и благополучия («Счастье - Горе»). Переживание счастья связано с удовлетворением потребностей человека при оптимальном сочетании положительных и отрицательных эмоций. То есть в определенный момент жизни человек чувствует безмерное счастье, зачем и несчастье, а порой где-то посередине этих крайних состояний [7].
Горе, в свою очередь, определяется как глубокая печаль по поводу утраты ценности (кого-то или чего-то, необходимого. Причины горя также разнообразны.
2. Блок личностного роста («Справедливость - Обида»). Чувство справедливости - достаточно сложная категория, выделяемое разными науками, в том числе этикой. В свою очередь в психологии его зачастую рассматривают через обратное - несправедливость: «чувство, что с тобой поступили несправедливо». Орехова акцентирует внимание на том, что чувство справедливости хорошо развито у дошкольников и младших школьников.
Чувство обиды в свою очередь возникает у человека, в отношении которого, по его мнению, имела место несправедливость, неблагодарность, обман. Базисом для данного чувства является механизм неподтвержденного ожидания относительно значимых других.
3. Блок взаимоотношений или межличностного взаимодействия («Дружба - Ссора»). Включает в себя коммуникативные эмоции, которые возникают как ответная реакция на необходимость в общении, потребность поведать другому лицу о своих переживаниях, поиск взаимного уважения, симпатии, расположения.
4. Блок потенциальной агрессии («Доброта - Злоба»). В результате возникновения потребности в поддержки и доверии, а также способности радоваться за успех другого и желания радовать других, чувствовать участие или жалость по отношению к кому-либо, появляется переживание чувства добра.
Противоположный полюс данного блока отношений связан с проявлением чувства враждебности, которое базируется на эмоциях гнева, презрения и отвращения. При этом зло рассматривается как более ценная часть жизни, и ведет к проявлению агрессии в качестве механизма психологической защиты.
5. Блок познавания мира («Восхищение - Скука»). Название личностные отношения играют важную роль в познавательной активности ребенка.
Восхищение - сложное чувство, переживание которого сопровождается положительными практическими и интеллектуальными чувствами, такими как увлеченность делом, интерес, удовлетворение от достижения цели, радость, любование полученным результатом. Восхищение возникает при эстетическом утверждение идеалов, соответствующих потребностям.
Скука и, как следствие, возникновение монотонии есть противоположные состояния эмоционального напряжения.
Социальные эмоции и чувства ребенка развиваются в ходе практической деятельности, посредством которой он взаимодействует с окружающим миром и усваивает принятые в обществе ценности.
Для старших дошкольников характерно не просто стремление к доброжелательному вниманию и уважению взрослого, но и к его взаимопониманию и сопереживанию. Кроме взрослого, в социальной ситуации развития ребенка в дошкольном возрасте все большую роль начинают играть сверстники.
Так же можно сказать, что развитие социальных эмоций у дошкольников зависит от ряда условий.
1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками.
2. При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия) дети учатся испытывать определенные эмоции, связанные с восприятием (например, музыки).
3. Эмоции очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности – в игре, насыщенной переживаниями.
4. В процессе выполнения совместных трудовых занятий (уборка участка, группой комнаты) развивается эмоциональное единство группы дошкольников.
Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям [1].
C помощью таких методов как: релаксационные, эмоционально символические, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, элементы психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, мимики и пантомимики, с помощью приемов: прослушивание музыки, чтение литературных произведений и сказок (игр-драматизаций, знакомство с живописью, психомышечной тренировки, группового обсуждения чувств, направленного рисования мы способствуем развитию эмоциональной сферы ребенка [1].
В старшем дошкольном детстве происходит интенсивное развитие социальных эмоций. Появляются такие новые формы социальных эмоций, к которым можно отнести сопереживание, сочувствие, соучастие другим людям, являющиеся различными формами протекания эмпатии.
К компонентам развития социальных эмоций относятся :
Первый компонент: эмпатия. Данный компонент характеризуется следующими умениями:
- умением вчувствоваться в эмоциональное состояние другого человека и определить его вербально;
- умением проявлять сочувствие и доброжелательность к другим людям.
Второй компонент: эмоциональное реагирование. Данный компонента характеризуется следующими способностями:
- способность к гибкому переключению и к саморегуляции эмоциональных проявлений;
- преобладанию в поведении устойчивых позитивных состояний.
Социальность эмоций подразумевают, с одной стороны, приобретение их детьми в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками, в результате чего приобретенные ребенком социальные ценности, требования, нормы и идеалы, соединяясь с его эмоциональной сферой, становятся органической частью его личности. С другой стороны, являясь внутренним достоянием личности, социальные эмоции становятся содержанием побудительных мотивов ее поведения.
Главную роль в развитии социальных эмоций дошкольника играет его практическая деятельность (игра, в процессе которой он вступает в реальные взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности, овладевает общественными нормами и правилами поведения.
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребенка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. (В. А. Сухомлинский).
Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности; ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.
Наиболее важными для развития социальных эмоций дошкольников является сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации.
Также дидактические игры применяются в педагогическом процессе. Они имеют определенную цель, то есть эта игра направлена на получение конкретного результата. Дидактические игры являются осмысленной деятельностью для ребенка, в которую он охотно включается, а полученный в игре социальный опыт становится его личным достоянием, так как его можно применить и в других условиях. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему знакомо и побуждать к усвоению нового.
Подвижные игры, прежде всего, направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их биологической потребности в движениях. Но социально-эмоциональная направленность должна быть неотъемлемой чертой подвижных игр (нельзя допускать монотонность). Подвижные игры должны содержать интересные двигательные задания, игровые образы, неожиданные ситуации.
Таким образом, планируя работу с играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей. Большое внимание педагог должен уделять развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений. Воспитателю следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Москва: Астрель, 2019. - 209 с.
2. Веракса, Н. Е. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве / Н. Е. Веракса // Современное дошкольное образование : Теория и практика. - 2018. - № 1. - С. 12-20.
3. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - Москва: Смысл, ЭКСМО, 2013. - 1136 с.
4. Изард, К. Э. Психология эмоций : Перев. с англ. / К. Э. Изард. – Санкт-Петербург: Питер, 2018. – 464 с.
5. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка / Е. И. Изотова. - Москва: Академия, 2014. - 288 с.
6. Орехова, О. А. Цветовая диагностика эмоций. Типология развития / О. А. Орехова. - Санкт-Петербург: Речь; М. : Сфера, 2018. - 176 с.