аня ковалева
Развитие социально-коммуникативных навыков старших дошкольников посредством метода песочной терапии
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие социально-коммуникативных навыков старших дошкольников по средствам метода песочной терапии
«С каким упоением дети играют в песок! Именно на песке строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается «семья». Все это - Мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищенно, где ему все близко и понятно. И это - отражение нашего Взрослого Мира…»
Социально-коммуникативное развитие ребенка – это процесс, в результате которого ребенок учится устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.
Публикация «Развитие социально-коммуникативных навыков старших дошкольников посредством метода песочной терапии» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Игры на песке – это одна из форм естественной детской деятельности. Именно поэтому она находит применение в нашей работе, в условиях реализации ФГОС ДО.
Комплексное развитие личности ребенка происходит через игру т. е. ведущую детскую деятельность.
Игры с песком помогают развивать сенсомоторные навыки, снижают эмоциональное напряжение, повышают познавательную активность, и самое главное развивают социально-коммуникативные навыки.
Цель: разработать комплекс мероприятий игровой деятельности дошкольников, посредством методов песочной терапии, направленный на решение задач развития социально – коммуникативной деятельности.
Задачи:
1. Знакомство детей с техникой песочной терапии с целью поддержания эмоционального комфорта, снятия психофизического напряжения;
2. Укрепление навыков социальной коммуникации, расширение словарного запаса;
3. Развитие внутреннего «Я» ребенка, самостоятельности и уверенности в себе;
4. Формирование позитивного восприятия мира;
5. Развитие эмоциональной сферы;
6. Развитие познавательных процессов (слайд 2)
В результате изучения данной темы, нами был разработан комплекс занятий из области песочной терапии, направленный на развитие социально - коммуникативных навыков старших дошкольников. (слайд 3)
1. Занятие с цветной манкой;
2. Занятия с кинетическим песком;
3. Занятие с использованием стола для рисования песком с подсветкой;
Занятие с цветной манкой (слайд 4)
Простые графические упражнения:
• Прямые линии: дорожки, столбы, заборчики, дождик;
• Волнистые, а потом и замкнутые линии: волны, дым;
• Несложные сюжеты: молния, радуга, высокие горы;
• Элементы спирали: замкнутым детям (спираль раскручивать, а гиперактивным (скручивать);
• Точки разные по размеру: слива, луна, солнце, две точки рядом - цыплёнок, овал и круг - цапля.
• Линии, передающие настроение: круговые движения пальцем, не отрывая от стола.
• Пятна различные по плотности, составу и объёму.
Занятия с кинетическим песком (слайд 5)
• «Колпак мой треугольный»
Цель: снять эмоциональное напряжение; наладить социальную коммуникацию; научить концентрировать внимание; способствовать осознанию ребенком своего тела; научить управлять движениями и контролировать свое поведение.
Играющие сидят в кругу, все, начиная с педагога, произносят фразу: «Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». После этого фраза повторяется снова, но дети заменяют «колпак» жестом (двумя хлопками в ладоши). В следующий раз заменяются два слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем повторе дети изображают только жестами фразу. Можно усложнить игру нарастающим темпом.
• Необыкновенные следы (слайд 6)
Цель: создать положительный эмоциональный настрой; развивать коммуникативные навыки и мелкую моторику; развивать интерес к процессу рисования на кинетическом песке; закрепить знания о животном мире.
Дети отгадывают животных через загадки, затем показывают их следы на кинетическом песке: «идут медвежата» (кулачки и ладошки с силой надавливают на кинетический песок); «прыгают зайчики» (кончики пальцев ударяют по поверхности песка); «ползут змейки» (волнистые движения указательным пальцем); «бегут жучки-паучки» (динамичные движения всеми пальцами)
• Найди отличие (слайд 7)
Цель: развитие умения концентрировать внимание; способствовать развитию художественного восприятия
Ребенок рисует на кинетическом песке любую несложную картину (домик, цветочек, солнышко и др.) и показывает ее соседу. Затем сосед отворачивается, а «художник» дополняет рисунок несколькими деталями. Ребенок должен заметить, что изменилось в композиции. Затем дети меняются местами.
• Ласковые лапки (слайд 8)
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов; снижение агрессивности; развитие чувственного восприятия; гармонизация доверительных отношений между ребенком и взрослым
Педагог подбирает 6 -7 мелких предметов различной фактуры (пробка, шишка, формочка, кусочек меха и т. д.). Все это выкладывается на песок. Все предметы делают следы (ходят по песку, а потом ребенку предлагается оголить руку по локоть; педагог объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Необходимо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке т. е. отгадать предмет.
• Наши чувства (слайд 9)
Цель: знакомство с изображениями чувств из серии «Страна Эмоций»; выразить с помощью кинетического песка эмоции и чувства, развивать пространственное мышление; развивать навыки общения, мелкую моторику рук
Детям предлагается с помощью кинетического песка выразить эмоции и чувства, которые ребенок испытывает в настоящий момент. Данное упражнение выполняется с опорой на карточки из серии «Страна Эмоций».
3. Занятие с использованием стола для рисования песком с подсветкой (слайд 10)
• Приветствие, упражнение «Нос к носу»
Цель: создавать обстановку доверия в группе, развивать групповую сплоченность; развивать эмоциональную выразительность, внимание, быстроту реакции
Дети двигаются под музыку по всему периметру комнаты. По команде педагога, например, «нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Опять звучит музыка, дети двигаются до следующей команды взрослого. «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т. д.
• «Здравствуй, песок!» (слайд 11)
Педагог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка:
• поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
• медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого/соседа, на свою ладонь;
• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
• перетирает песок между пальцами, ладонями.
Дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т. д.
• Песочные прятки (слайд 12)
Предварительно педагог «прячет» в песке разные предметы (камушки, ракушки, кристаллики, фигурки животных и т. д.) детям предлагается аккуратно кисточками раскопать песочек и отыскать жителей Песочной страны.
• Узоры на песке (слайд 13)
Педагог показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества, обыгрывая различными вспомогательными предметами (кубиками, деревьями, машинами и т. д.)
Подводя итоги нашей работы мы пришли к выводу, что использование метода песочной терапии дает положительные результаты и влияет на развитие социально-коммуникативных навыков старших дошкольников.
Перспектива дальнейшей работы заключается в разработке программы
развития социально коммуникативных навыков старших дошкольников, направленной на совершенствование составляющих коммуникативного процесса ребёнка при сочетании песочной терапии с другими методами их развития.