Светлана Георгиевна Максимова
Развитие словообразования у дошкольников через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Публикация «Развитие словообразования у дошкольников через дидактические игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2020
К. Д. Ушинский подчеркивал, чтобы усвоить грамматически правильную речь, в дошкольном возрасте у ребенка необходимо с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи. В дошкольном возрасте закладывается фундамент будущей грамотности человека.
Дети допускают ошибки в трудных формах словообразования. Нарушения словообразования у детей проявляются в трудности в подборе родственных слов; в неумении образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок, в невозможности выполнения заданий на словообразование.
Чтобы предупреждать ошибки, взрослому целесообразно использовать речевой образец.
Эффективной формой формирования навыков правильной речи является игра.
Самый простой вид словообразования – это образование новых слов при помощи уменьшительных суффиксов.
С детьми можно играть в такие дидактические игры, как :
«Назови ласково»
Цель: содействовать называнию уменьшительно-ласкательной формы слова.
Кот-котенок, стол-столик…
«Куда что кладут»
Цель: учить детей правильно образовывать имена существительные с помощью суффикса —ниц— со значением вместилища (посуды).
Хлеб кладут в ХЛЕБНИЦУ
Сахар — в САХАРНИЦУ
Варенье — в ВАЗОЧКУ ДЛЯ ВАРЕНЬЯ
Конфеты — в ВАЗОЧКУ ДЛЯ КОНФЕТ (конфетницу)
Сухари — в СУХАРНИЦУ
Рыбу — в БЛЮДО ДЛЯ РЫБЫ
Салат — в САЛАТНИК
Слова могут образовываться сложением основ, с помощью соединительных гласных или без них: ледокол — лёд и колоть, пешеход — пешком и ходить
Предложить назвать сложные слова :
Машина, которая варит кофе — кофеварка
собирает пыль — пылесос
мясо рубит — мясорубка
выжимает сок — соковыжималка
«Назови профессии»
Предложить назвать профессии (словообразование существительных мужского рода) с суффиксом –щик-.
Барабанщик, стекольщик, кладовщик, танцовщик, дрессировщик, часовщик, сварщик, носильщик.
«Вкусное варенье»
Цель: учить детей образовывать относительные прилагательные.
Например, варенье (какое) — персиковое, абрикосовое и т. д.
«Подбери родственные (однокоренные) слова»
Снег, снежок, снежный, заснеженный, подснежник, снегурочка, снеговичок, снежинка …
Мороз, морозец, заморозок, морозный, морозить, морозильник, подморозило, морозные, отморозили, морозил, морозище…
Таким образом, для нормализации словообразовательных навыков детей необходима систематическая целенаправленная работа с детьми.
Дидактические игры способствуют повышению уровня сформированности словообразовательных навыков, усвоению речевых норм и правил, совершенствованию связной речи, активизации и пополнению словаря детей.