Екатерина Бочкова
Развитие словарного запаса у дошкольников с ОНР посредством метода «синквейн» Видео
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день имеется достаточное количество учебно- методических пособий, освещающих ресурсное обеспечение коррекционного воздействия по традиционным направлениям работы логопеда с детьми с ОНР. В работе с данной категорией детей недостаточно использовать традиционные методики коррекционной работы. В связи с этим логопеды ищут новые подходы, технологии и приемы для устранения недостатков речи. Несмотря на то, что проблеме развития словарного запаса уделяют внимание в своих работах многие исследователи, аспект, связанный с определением сущности развития словарного запаса, подходов, принципов, условий его формирования у дошкольников с ОНР в специальной педагогике разработан недостаточно.
Публикация «Развитие словарного запаса у дошкольников с ОНР посредством метода „синквейн“ Видео» размещена в разделах
- Видео
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
В современной логопедической практике с целью оптимизации процесса обучения и развития детей с общим недоразвитием речи используется множество различных нетрадиционных технологий: музыкотерапия, песочная терапия, здоровьесберегающие технологии, различные модели и символы. Одним из эффективных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию словарного запаса и речи в целом, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, дидактического синквейна.
Дидактический синквейн используется на ООД по развитию речи и познавательному развитию с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями, а также с детьми с нормой речевого развития. Применение данного метода в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закрепляются навыки словообразования, формируется и совершенствуется умение использовать в речи различные по своему составу предложения, умение описывать предметы, составлять синквейн по предметной картинке (сюжетным) картинкам, по прослушанному рассказу или сказке.
Дидактический синквейн может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота построения позволяет быстро получить результат. Знакомя с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы готовим детей для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета» – накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически.
Работа по обучению дошкольников составлению синквейна должна вестись поэтапно: I этап – подготовительный, на этом этапе происходит уточнение, расширение и совершенствование словаря; II этап – основной, предполагает знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн; III этап – практический, где окончательно формируются умения и происходит совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.
Работа над развитием словарного запаса с использованием приема синквейн включает четыре этапа, остановимся на каждом подробнее.
В рамках первого этапа работы над развитием словарного запаса детям предлагается составить краткий рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего). Работа начинаетися с обучения детей созданию сравнений.
Второй этап работы оиентирован на составление синквейна по прослушанному рассказу. Им зачитываются мини-рассказы, после прослушивания они должны будут составить синквейн.
Третье направление работы – коррекция и совершенствование готового синквейна. Детям предлагается проанализировать заданное стихотворение, определить недостающую часть и заполнить ее. Например, предлагается синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить.
Четвертое направление преследует цель использование синквейна на занятиях для закрепления изученной лексической темы. Детям предлагают алгоритм с графическими схемами, по которому они создают свои устные сочинения.
Предполагается, что в процессе работы произойдут следующие изменения в речи детей: словарный запас увеличится, в своей речи дети начнут использовать синонимы, фразеологизмы, метафоры, сравнения, эпитеты, рассказы детей станут интересней и насыщенней.
Вашему вниманию представлен фрагмент занятия с использованием метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
Видео : https://www.youtube.com/embed/FG2NLom4PKo