Ольга Ярова
Развитие словаря детей через знакомство с художественной литературой
▼ Скачать +Заказ
Требования современной действительности предполагают наличие у детей грамотной связной речи. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в детстве. Словарный запас ребенка постоянно пополняется, так как ребенок обогащает свой опыт за счет новых впечатлений и информации.
Важную роль в развитии и обогащении речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Она служит также могучим действующим средством умственного, нравственного, эстетического воспитания детей.
Публикация «Развитие словаря детей через знакомство с художественной литературой» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Художественная литература наиболее эффективно будет способствовать развитию словаря детей при соблюдении следующих условий :
1. Отбор. Воспитатель должен использовать произведения художественной литературы согласно возрасту детей.
Выбор текста не должен быть механическим, случайным, должна быть тесная связь с текущей педагогической работой, в нашем случае с проектом. Текст должен быть обязательно заранее прочитан воспитателем. Мне кажется, что некоторые произведения вообще нельзя читать детям.
2. Книга должна быть иллюстрирована. В любом возрасте дети с удовольствием рассматривают иллюстрации.
3. Должна быть проведена работа над выразительным исполнением текста. Интонация, расстановка логического ударения и пауз,выработка ясного и правильного произношения слова.
4. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок, т. е. произведение обязательно должно быть осмыслено. Не обязательно это делать сразу, можно через некоторое время поговорить с ребенком о прочитанном. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе.
5. Словарная работа, т. е. подумать над объяснением незнакомых слов.
6. Произведения художественной литературы должны использоваться не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в повседневной жизни ребенка. Читать необходимо ежедневно. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять.
От 1 до 3 лет
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Затем читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.
Задачи: пробуждать желание слушать произведения и рассказывание сказок; воспитать умение следить за действием сказки, сочувствовать положительным героям. Выбрать из текста незнакомые слова, выражения, пояснить картинки, предметы, действия, обозначенные этими словами. По знакомить с различными жанрами литературного произведения. Произведения, которые можно обыгрывать желательно инсценировать. Достаточно задать 2-3 вопроса.
От 3 до 5 лет
Задачи: важно научить детей оценивать поступки героев, определять их правильные качества; подбирать выражения, определяющие их характер, подбирать слова- синонимы.
Важно продумать вопросы после чтения, чтобы помочь детям вычленить главное действие основных героев, их взаимоотношения и поступки.
От 5 до 6 лет
Дети этого возраста способны более глубоко осмыслить содержание произведений и понимать особенности формы. Дети могут определять свое отношение к положительному и отрицательному. Дети должны знать средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты, фразеологизмы).
От 6 до 7 лет
Здесь следует уделять особую роль анализу текста. Дети знают портрет писателя и должны знать, что он написал.
Вопросы, которые задают после чтения:
Что вы можете рассказать о героях? Как поступают герои? Что произошло с героями? За что вы полюбили или не полюбили героев? Как автор описывает природу? Какие выражения в тексте тебе понравились больше?
Методы работы с детьми над художественным произведением можно условно разделить на три группы по Л. А. Таллер.
1. Беседа по прочитанному. Беседа – не опрос, а доверительный разговор, сопереживание с детьми. Наиболее сложным моментом является переход от чтения к беседе, этот переход должен быть незаметным, не сбивать эмоциональный настрой, вызванный чтением. В беседе по прочитанному предлагают следующие вопросы: Вы рады за него? Хотелось вам ему помочь, почему? Вам его жалко, почему? Нравится вам герой? Докажите. Вопросы беседы должны быть краткими, точно сформулированными, не быть однотипными, так как одинаковое звучание вопросов создает монотонность. Вопросы по возможности должны носить проблемный характер, ребенка нужно учить думать над художественным произведением. Кроме вопросов в беседе вопрос-ответ можно использовать ряд других приемов, которые вносят разнообразие в занятие.
А) Беседа с элементами драматизации – всегда проходит живо, интересно. Понимание литературного героя, отношение к нему не только в процессе разговора, но и в деятельности ребенка.
Б) Словесные игры тоже используются в беседе, помогают ребенку войти в образ. Дети, беря на себя роль, не воспроизводят действия героев, а проговаривают их. Словесная игра развивает видение образа.
В) Словесный рисунок помогает детям представить литературный образ, увидеть его даже тогда, когда нет иллюстраций. Вопросы: Как бы нарисовал Айболита? Какого роста? Как одет? Дети рисуют в воображении.
Г) Воображаемый диалог с литературным героем – это один из приемов, стимулирующий детей выразить в слове свое отношение к литературному герою. Например, обращение к герою и предполагаемый ответ, который формулирует и проговаривает сам ребенок по рассказу.
Д) Написание письма литературному герою.
2. Наглядность.
А) Речевая (выразительное чтение, рассказывание педагогом).
Б) Предметная (макеты, муляжи, игрушки, предметы реального мира).
В) Изобразительная (картинки, иллюстрации).
Г) Двигательная (движение самих детей)
3. Организация повторного переживания.
Комментированный рисунок детей. После прочтения детям предлагают рисовать то, что они услышали. Рисуя, дети повторно переживают, создают образы по своему подобию. В цвете передают свое отношение к героям книги.
Мы должны научить детей соблюдать культуру речи, т. е. говорить в соответствии с нормами литературного языка. Хорошая речь включает в себя 3 признака : богатство (большой объем словаря, точность (оптимальное словоупотребление) и выразительность (условия речи).