МААМ-картинки

Опыт работы «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста»

Шацких Виктория Владимировна
Опыт работы «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

Аннотация. В статье представлен мастер – класс по созданию дидактических игр направленных на развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: мастер – класс, сенсорные эталоны, дети младшего дошкольного возраста.

Публикация «Опыт работы „Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

В нашем детском саду одна из значимых задач это обеспечить полное, всестороннее развитие с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить детей к обучению в школе. Часто трудности в обучении испытывают те дети, у которых недостаточная точность и гибкость восприятия. Можно сказать, что готовность ребенка к школе в значительной мере определяется его сенсорным развитием.

Великие зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Фридрих Фребель, Мария Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, и др.) считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т. п.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, мы обратили внимание на то, что дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. У них плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика, глазомер. Они не знают цвет, форму, качества предмета.

Так как ведущий вид деятельности в дошкольном периоде является игра, мы выбрали для решения данной задачи наиболее приоритетное и эффективное, на наш взгляд, средство – дидактическая – игра.

Дидактическая игра – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.

Нами была разработана серия дидактических игр, направленных на развитие сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста. Они помогают ознакомить детей в доступной форме с такими относительно сложными понятиями как цвет, форма, величина и др.

Цель мастер – класса: создание оптимальных условий для развития сенсорных представлений детей в повседневной жизни.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с опытом работы по изготовлению и использованию дидактических игр, направленных на развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста;

2. Способствовать повышению интереса педагогов к поиску инновационных методов и технологий в работе по развитию сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста;

3. Диссеминация собственного, успешно – результативного опыта работы.

Мы постарались учесть все принципы создания и использования– дидактических игр.

Принцип системности;

Принцип повторности;

Принцип наглядности;

Принцип добровольности;

Принцип таинства игры;

Принцип региональной направленности;

Принцип обновляемости игры.

Дидактическая игра «Магазин игрушек»

Цель. Закрепление названий основных цветов, способствовать умению соотносить предмет и его цвет. Развитие внимания и памяти.

Оборудование. Карточка «цветовое поле», разделенное на квадраты одного цвета (красный, желтый, зеленый, синий). Карточки «предметные картинки» (игрушки) разного цвета (красный, желтый, зеленый, синий).

Ход игры. Детям предлагается поиграть в игру «Магазин игрушек». Сначала детям предлагается рассмотреть цветовое поле, называть цвет квадрата (полки). Затем вниманию детей предлагаются предметные картинки (игрушки, которые дети рассматривают, произнося название и цвет изображенного предмета. Предметные картинки выкладываются на середину стола. Задача: распределить предметные картинки (игрушки, соответственно с цветом полки. После выполнения, ребенок называет цвет квадрата (полки, а также дает название и цвет предметам (игрушкам) находящимся на данном квадрате (полке). Игра может проводиться как с группой детей (2- 4 человека, так и форме индивидуальной работы.

Дидактическая игра «Веселые рыбки»

Цель. Формирование умения действовать по просьбе педагога. Формирование осознанного понимания того, что предметы бывают разной величины. Закрепление знания основных цветов.

Оборудование. Шаблон «аквариум», рыбки разной величины (большие, маленькие) и основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий).

Ход игры. Педагог обращает внимание детей на пустой акввариум, затем предлагает поселить в него рыбок. Сначала дети рассматривают рыбок, называя их величину и цвет. Задача заключается в том, чтобы ребенок, не отвлекаясь на изображения и величину других рыбок, мог найти именно ту рыбку, которая была обозначена в словесной инструкции педагога. Затем, убедившись, что он правильно, нашел рыбку, помещает ее в аквариум. В итоге игры в аквариуме должны оказаться все рыбки. В игру можно играть как с группой детей (2-5 человек, так и в форме индивидуальной работы.

В совей работе мы так-же используем музыкально – дидактические игры, направленные на развитие слухового восприятия.

Музыкально – дидактическая игра «Курочка и цыплятки»

Цель: Способствовать умению детей прислушиваться и определять наличие звука в музыкальной игрушке; развитие умения дифференцировать звуки и находить такой же в другой музыкальной игрушке.

Ход игры: Педагог рассказывает детям про курочку Рябу: «Скоро вылупились у наседки, из скорлупок пушистые детки, а детки не простые, песенки любят петь» (предлагает послушать как звенит музыкальная игрушка – цыпленок).

1 Задание: познакомить детей со способом звукоизвлечения. Определить в какой музыкальной игрушке есть звук, а в какой нет.

Затем обратить внимание на яйца: «А как вы думает из какого яйца вылупился этот цыпленок?».

2 Задание: определить на слух из какого яйца вылупился цыпленок (в комплекте игры 3 пары разных по звучанию музыкальных игрушек);

В конце игры проводится пальчиковая гимнастика «Цыплёнок» :

Бедный маленький цыплёнок

(прижать кулачки друг к другу)

Кушать захотел спросонок

Пальчиком, как клювом бьёт,

Будто бы пшено клюёт

(постучать указательными пальчиками по коленкам)

Играя с детьми в дидактические игры мы отметили положительную динамику развития сенсорных эталонов.

С помощью дидактических игр развивается познавательная активность у детей, их представления об окружающих предметах, учит выделять особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа. Развивается речь детей.

В заключение хотелось бы отметить, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребенок должен развиваться гармонически, т. е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.

Используемая литература:

- Л. А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет»-М. : Просвещение 1995г ;

- Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет» М. : Мозаика-Синтез; ТЦ Сфера 2003г;

- Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» М. : Мозаика-Синтез 2005.

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Как известно,с восприятия предметов.

Дидактическая игра «Цветная гусеница» для развития мелкой моторики рук и сенсорных эталонов цвета у детей младшего возрастаДидактическая игра «Цветная гусеница» для развития мелкой моторики рук и сенсорных эталонов цвета у детей младшего возраста В дошкольном возрасте игра становится основным видом деятельности детей, отвечающим главной его потребности – войти в мир взрослых, вступить.

Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста.Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра. «Подбери чашку к блюдцу».Цель. Учить детей называть и различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. Закреплять умение.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Отчёт по самообразованию Тема «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Воспитатель Письменная.

План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного.

Развитие сенсорных эталонов детей раннего возраста посредством нетрадиционных игровых технологий Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Развитие сенсорных эталонов у младших дошкольников с нарушением зренияРазвитие сенсорных эталонов у младших дошкольников с нарушением зрения Значительные трудности испытывают дети с нарушением зрения в зрительно-пространственной ориентации, что при отсутствии специальных условий.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Проблема экологического воспитания и привитие подрастающему поколению экологической культуры с дошкольного возраста возникла, в первую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 12 января 2024 в 17:18
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Шацких Виктория Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД