Андрианова Валерия
Развитие сенсомоторики у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в данной статье представлена информация о процессе развития сенсомоторики у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Проблемой статьи является процесс развития сенсомоторики у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Данная статья полезна студентам и начинающим педагогам.
Публикация «Развитие сенсомоторики у детей дошкольного возраста с нарушением зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2020
Ключевые слова: Сенсорное развитие, сенсомоторика, медсестра-ортоптистка, офтальмология, тифлопедагог, окклюзионного лечения.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве и т. п. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте – это особая познавательная деятельность, имеющая свои цели, задачи, средства и способы осуществления.
Сенсомоторика- это : сенсо-чувство, моторика-движение. Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз. С помощью руки мы ощущаем его твердость. Таким образом - ощущения и восприятие-непосредственное, чувственное познание действительности. Игровое манипулирование сменяется обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом. К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, последовательность которых определяется поставленной перед детьми задачей. От внешних практических манипуляций с предметом дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания. Зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим.
В дошкольном возрасте дети начинают овладевать некоторыми видами продуктивной деятельности (простейшие виды ручного труда, конструирование, лепка и так далее, под влиянием которых складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза. Ученые считают, что наиболее значимым в предметно-практической деятельности детей 3- 4 лет является сенсомоторное развитие на уровне сенсорной и моторной стимуляции. У детей 4-5 лет наиболее значима координация движений под контролем системы восприятия. В 5-6 лет ведущим считается психосенсомоторное развитие, обогащение функционального восприятия социальным опытом и эмоциями.
С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
На основании ФГОС ДО коррекционная работа должна быть направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
В дошкольном учреждении обеспечивается решение задач общеобразовательной подготовки в условиях непрерывности обучения и лечения детей с нарушением зрения, решение проблемы профилактики и улучшения зрения путем создания щадящих условий, комплекса общеукрепляющих и специальных коррекционных мероприятий. С целью осуществления коррекции зрения детям необходимо специальное медицинское офтальмологическое оборудование. Процедуры проводит квалифицированная медсестра-ортоптистка по назначению и под контролем врача-офтальмолога. Ребенок окружен опытными педагогами, знающими особенности детей с нарушением зрения.
Одновременно с лечением с детьми проводят коррекционные занятия учитель-дефектолог (тифлопедагог, учитель - логопед, педагог-психолог. Важно постоянное взаимодействие всех специалистов друг с другом по реализации программы индивидуального развития ребенка с учетом его особенностей. Вся работа тесно связана с офтальмологической работой, с учетом этапов лечения. Планируя работу, мы опираемся на основной метод, который рекомендован Л. И. Плаксиной – практическое действие с ребенком, так как он наиболее эффективен для коррекции недостаточности зрительного восприятия и моторных качеств.
В группах и кабинетах созданы офтальмологические условия (настольные лампы, подсветки, подставки для детей со сходящимся косоглазием и по показаниям врача-офтальмолога, в зависимости от диагноза ребенка, достаточная освещенность помещения, удобное размещение мебели, комфортное для каждого ребенка расположение за столом, демонстрация наглядного материала на уровне глаз и на доступном расстоянии, правильная зрительная нагрузка, организация во время занятий физкультминуток и глазных гимнастик, разнообразные тренировочные упражнения, требования, предъявляемые к учебным пособиям и оборудованию, поддерживается специальный распорядок дня, лечения, воспитания и обучения с учетом интересов и возможностей детей.
Очень важно правильно посадить детей за столы во время занятий в период окклюзионного лечения. При светобоязни нужно посадить ребенка так, чтобы не было прямого раздражающего попадания света в глаза. Дети с низкой остротой зрения должны сидеть впереди. При сходящемся косоглазии – в центре. При разной остроте зрения обоих глаз ребенка сажают лучше видящим глазом к центру или к педагогу, который находится справа у доски лицом к детям. Демонстрация пособий и изображений проводится на расстоянии не более одного метра. Посадку необходимо производить с учетом попеременной окклюзии (если у ребенка окклюзия справа, то его необходимо посадить на противоположную сторону). Праворуким детям свет на рабочее место должен падать слева, а леворуким- справа. Для детей с низкой остротой зрения необходима дополнительная освещенность рабочего места, но располагать лампы нужно так, чтобы не было слепящего эффекта для глаз. При расходящемся косоглазии, гиперметропии ребенка необходимо сажать на дальний план, при миопии- на передний.
Наиболее характерными нарушениями зрения в детском возрасте являются : амблиопия, косоглазие, астигматизм, близорукость (миопия, дальнозоркость (гиперметропия) и другие. При нарушениях зрения у детей наблюдаются отклонения в физическом развитии, снижается двигательная активность. Дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев, наблюдается задержка развития тактильной чувствительности и моторики рук.
Нарушения зрения и развития влияют на деятельность ребенка. Дети испытывают затруднения, связанные с темпом и качеством выполнения задания. У детей может быть низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в овладении практическими навыками. Поэтому дети с нарушением зрения нуждаются в развитии мелкой моторики, так как хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев в значительной степени компенсирует недостаточность зрения.
На специальных коррекционных занятиях тифлопедагогом проводятся упражнения по развитию зрительно восприятия, формированию сенсорных эталонов, ориентировки в пространстве, осязания, мелкой моторики и т. д. Организация образовательной деятельности должна быть такова, чтобы можно было решать комплекс тифлопедагогических задач. В занятия с детьми всегда включаю различные двигательные действия с интересным содержанием («Помести игрушку в левом (правом, посередине) углу в комнате», «Где стоит тот предмет, который нужно угадать?», «Сосчитай, сколько круглых предметов в комнате?», «Найди самые высокие и самые низкие предметы (самые толстые, тонкие)», «Чего в комнате по четыре штуки и так далее?», «Каких предметов в комнате больше: квадратной или прямоугольной формы? Найди и покажи». «Сколько раз ударю в бубен, столько раз мы дров нарубим», «Сколько елочек зеленых, столько сделаем наклонов», игра «На водопой»).
Ребенок в процессе выполнения заданий, игры, физических упражнений одновременно активизирует зрение, учится ориентироваться в помещении, развивает мелкую и общую моторику.
С детьми с нарушением зрения рекомендовано проводить много упражнений, нацеленных на развитие глазодвигательных функций: пражнения с мячом, метание в цель (горизонтальную и вертикальную, упражнения «Волшебные прищепочки» -(предложить ребенку нарядить елку, надеть иголки на ежика, сделать солнцу лучики); «Пуговицы на крючке» (одной рукой с помощью крючка собрать предметы в другую емкость); «Загадочная фасоль» (предложить ребенку отыскать спрятанные в фасоли предметы из разных материалов); «Морские камушки» (предложить выложить контур предмета); «Доска приключений» (необходимо открыть или нажать предметы, расположенные на доске); «Делаем из манной кашки симпатичные «мультяшки»» (предложить нарисовать разные узоры и предметы, героев из любимых мультиков); «Бегают резиночки по кнопочной тропиночке» (на деревянной доске с набитыми кнопками предложить ребенку натянуть резинки на кнопки, сделать различные узоры и дорожки)»; «В гости к воде» (предложить ребенку собрать воду пипеткой и перелить из одной емкости в другую); «Чудесный мешочек» (двумя руками опознать геометрические фигуры и мелкие знакомые предметы).; «Танграм»(Выложить предмет из нескольких частей).
Эти игры и упражнения одновременно влияют на развитие зрения, развивают мелкую мускулатуру рук, ловкость пальцев, силу, точность, глазомер, пространственную ориентировку, координацию движений, активизируют ощущения.
Очень важно уделять внимание развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста в первую очередь потому, что совершенствование движений пальцев рук способствует развитию речи детей. Кроме того, в процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Нарушение мелкой моторики может стать причиной школьных проблем на уроках письма, рисования и труда.
Для тренировки движений пальцев рук можно предложить детям такие задания: застегивание и расстегивание пуговиц; шнурование, нанизывание колец на тесьму, игры с мозаикой, конструктором, перебирание круп, зерен, штриховку в разных направлениях, обводку контуров, раскрашивание, прописи. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое.
Большое значение в сенсорном развитии имеет формирование представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. Усвоение сенсорных эталонов – сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон, это не просто умение правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых разных предметов в разных ситуациях.
Поэтому большое значение имеет обучение детей способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов, а также последовательному осмотру и описанию формы, выполнению планомерных действий. Должны решаться задачи развития восприятия формы, величины, цвета, пространства, движений, целостного образа предметов.
Игры, задания, используемые для развития каждого вида восприятия, даются с постепенным усложнением. Сначала даются игры с постепенным усложнением с реальными предметами, потом – с моделями предметов, и в завершение – игры и задания на зрительное различение или узнавание свойства предметов. Выбор заданий определяется уровнем сенсорного развития детей.