Зверева Светлана Александровна
Развитие самостоятельности в игре
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила воспитатель МБДОУ
г. Иркутска детского сада № 24
Зверева Светлана Александровна
Развитие самостоятельности детей в творческой ролевой игре.
Самостоятельность-одна из характернейших особенностей игр любого вида. К. Д. Ушинский первый отметил эту черту детской игры: «Игра потому и игра, что она самостоятельна для ребенка».
Публикация «Развитие самостоятельности в игре» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
В течении дня дети самостоятельно организуют самые разнообразные игры: творческие ролевые игры, строительно-конструктивны, дидактические и подвижные. Они самостоятельно выбирают и подбирают материалы для игры, договариваются с товарищами, самостоятельно развивают сюжет игры или ее содержание, самостоятельно решают возникшие конфликты, преодолевают трудности. Но такая самостоятельность детей в игре является не только результатом развития игровой деятельности, но и результатом специального внимания воспитателя к развитию самостоятельности детей в игре.
Известно, что самостоятельность детей в игре имеет большое воспитательное значение. В творческих ролевых играх самостоятельность детей проявляется особенно ясно, так как сама природа такой игры обеспечивает возможность ее развития.
Самостоятельность детей в творческой ролевой игре проявляется в выборе темы игры и роли, в развитии сюжета, ролевых действий и отношений, в подборе игрушек, создании игровой обстановки и т. д. Иными словами, она проявляется как в развертывании содержания, так и особенно в организации игры.
Проявления самостоятельности детей в индивидуальной игре и в игре коллективной различны. В коллективной игре мы имеем дело не только с самостоятельностью отдельных детей, но и с самостоятельностью коллектива детей в целом.
Игры детей раннего и младшего дошкольного возраста, основным содержанием которых являются действия с предметами, протекают как игры преимущественно индивидуальные или игры рядом. Для совместной игры дети этого возраста чаще объединяются вокруг крупной игрушки или постройки, и то при непосредственном участии взрослых. В этих условиях самостоятельность детей развивается как индивидуальная самостоятельность. Дальнейшее развитие самостоятельности связано с появлением коллективной игры. Первые ролевые игры по-прежнему протекают еще как индивидуальные. Но по мере обогащения сюжета той или иной игры у ребенка возникает необходимость установить отношения и вступить в общение с другими играющими. Это приводит к тому, что постепенно дети начинают отражать в игре не только действия, но и отношения. Действия постепенно становятся средствами выражения этих отношений. Это создает основу для подлинно коллективной игры.
Самостоятельность детей в коллективной игре проявляется также в подборе игрушек и в создании игровой обстановки. Дети раннего возраста чаще всего используют игрушки, находящиеся в их распоряжении. Отделение замысла игры от игрушки приводит к тому, что дети начинают подбирать игрушки согласно замыслу. Это означает, что для детей 3-4 лет подбор игрушек должен быть значительно разнообразнее. Постепенно дети начинают играть не только с наличными игрушками, но и подыскивать в окружающей обстановке такие предметы, которые могли бы заменить недостающую игрушку. Умение не только подобрать игрушку, соответствующую замыслу, но и приспособить в случае необходимости другой предмет – важная ступень в развитии самостоятельности детей в игре. От нее дети могут переходить к изготовлению игрушек-самоделок.
Развитие самостоятельности детей в игре тесно связано с ее развитием в других видах деятельности, особенно и прежде всего с ее развитием в труде. В одна из линий связи игры и труда.