Зульфия Алукаева
Развитие представлений о времени у дошкольников как один из важнейших элементов воспитания самостоятельности.
▼ Скачать + Заказать документы
Время – это одна из важных составляющих реальности, в которой мы существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени. Оно организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого.
Современная жизнь характеризуется невиданными скоростями, резкой сменой ритмов и нехваткой времени. Сегодня человеку любого возраста, профессии, специальности требуется умение анализировать время, тонко его чувствовать, рациональнее использовать и гораздо больше ценить.
Публикация «Развитие представлений о времени у дошкольников как один из важнейших элементов воспитания самостоятельности,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Нынешние производственные технологии также рассчитаны на высокую культуру временных восприятий человека. Поэтому современным людям необходимо быстро реагировать на время, гибко перестраивая своё поведение и деятельность с учётом крайней нестабильности жизни, протекающей в постоянно меняющихся условиях.
Ориентировка во времени жизненно необходимая ребёнку как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры. Умение ориентироваться во времени даёт детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. Уровень развития временных представлений у детей является одним из важных показателей интеллектуальной готовности к школе и выявляется посредством педагогической и психологической диагностики.
Многие положительные качества возникают и развиваются благодаря планированию ребёнком своей деятельности во времени, например, целенаправленность, собранность, организованность и т. д. В игровой, бытовой, познавательной деятельности дети учатся регулировать темп, ритм своих действий, учитывать фактор времени.
В повседневной жизни ребёнок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которыми пользуются взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Умение определять время, правильно используя слова для его обозначения, чувствовать его длительность является содержанием развития интеллекта ребёнка и его математических навыков.
Время – очень сложный объект познания. Оно является философским понятием и рассматривается как форма существования материи, отражающая вечное развитие природы, общества, человеческого сознания. Категория времени не дана уму ребёнка изначально. Представление времени ребёнком идёт медленно и трудно.
В процессе работы нами используются самые разнообразные средства: наблюдения, дидактические игры и упражнения, рассматривание картинок, иллюстраций и моделей, моделирование, чтение художественных произведений (стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки, загадки). Большую помощь оказывает учебная и методическая литература.
Приведем в качестве примера некоторые из применяемых с дошкольниками игр.
Для детей II младшей группы. Игра «Когда это бывает?»
I. Зачитывается стихотворение А. Кондратьева «Доброе утро».
Доброе утро – птицы запели,
Добрые люди, вставайте с постели.
Прячется вся темнота по углам,
Солнце встаёт по делам!
Детям задаются вопросы:
1) Что вы делаете утром? (Просыпаемся, умываемся, делаем зарядку, завтракаем).
2) Что изображено на картинке? (Солнышко, зайки делают зарядку).
3) Когда это бывает? (Утром).
II. Зачитывается стихотворение М. Садовского.
Он кричит: «Ку – ка – ре – ку!»
Солнцу, речке, ветерку.
И летит на всю округу:
«Добрый день! Ку – ка – ре – ку!»
У детей спрашивается, что желает петушок солнцу, речке, ветерку. (Доброго дня).
Уточните, что после утра наступает день, и дети выходят на прогулку, затем обедают, после чего у них бывает дневной сон.
III. Детям предлагается послушать стихотворение и сказать, когда это бывает? (Вечером).
Говорит Зайчиха – мать:
- Ну – ка, дети,
Все в кровать!
Спать пора давным – давно,
На дворе уже темно!
Уточняется, что так называется ещё одна часть суток. (Вечер).
Спрашивается, какие части суток они знают? (Утро, день, вечер, ночь).
IV. Детям зачитывается стихотворение.
Спят медведи и слоны,
И лиса, и ёжик,
Все вокруг спать должны,
Наши дети – тоже.
У детей спрашивается, когда все спят? (Ночью).
Для детей средней группы.
Игра «Верно – неверно» детям предлагается сложить руки «лодочкой» так, если бы они приготовились ловить мячик.
- Если я говорю вам то, что вы считаете правильным, то вы захлопываете в ладошки, как – будто поймали мяч. Если я говорю что – то неправильно, то вы делаете движение, как – будто бы подбрасываете мяч ко мне.
- Утром солнышко встаёт.
- Утром люди ужинают.
- По утрам нужно делать зарядку.
- Утром дети идут в детский сад.
- Нельзя умываться по утрам.
- Петушок – петушок, что ты поздно встаёшь, тихо песни поёшь.
- Ночью люди обедают.
- Вечером солнце всходит.
- Утро наступает после ночи, перед днём.
В старшей группе используется модель суток. (рис. 1)
В процессе работы с моделью суток дети выполняют различные задания: устанавливают связь обозначаемого с обозначающим (к названной части суток); находят соответствующий символ и наоборот; воспроизводят последовательно части суток, начиная с любой из них; определяют «соседей» каждой части суток; устанавливают, что сутки состоят из четырёх частей; подбирают к символу соответствующую картинку, изображающую то или иное время суток, или наоборот; дополняют до полных суток; угадывают, о какой части суток говорится в стихотворении, и показывают её фишкой на модели; указывают на модели прожитую часть суток и т. д.
Действуя с моделью, ребёнок сам «добывает» знания, учится решать познавательные задачи, отражает свои представления о времени в речи.
Приходя в детский сад, дети передвигают стрелку с ночи на утро, а возвращаясь с прогулки – на день, уходя домой – на вечер.
Также используется модель «Времена года» (рис. 2) следующим образом. Стрелкой показывается, а детьми последовательно называются времена года, начиная от любого из них, они устанавливают «соседей» и контрастные по отношению друг к другу сезоны.
Стрелкой показывается на определённую часть круга, а дети выбирают из картинок, которые им раздали, ту, что соответствует данному времени года, или рассказывают стихотворение (загадку, пословицу) об этом времени года ( возможен и обратный вариант: читаются стихи, загадки, пословицы и в соответствии с этим стрелкой указывается время года на модели).
Дети перечисляют зимние, весенние, летние месяцы и показывают их на модели. На модели указывается какой – либо месяц, а ребёнок называет его характерные признаки (природные явления, праздники, если они есть в этом месяце, деятельность людей, вспоминает пословицы об этом месяце и т. д.
В подготовительной к школе группе кроме этих игр используются ещё игры «Который час показывают эти часы?» (рис. 3, «Режим дня» (рис. 4).
На верхнем рисунке слева – часы с двумя стрелками: большой и маленькой. На остальных рисунках – часы с одной маленькой стрелкой. Задание детям: дорисуйте большие стрелки на всех часах, как показано на первом рисунке, и скажите, который час показывают эти часы.
Игра «Режим дня» : задание детям – рассмотрите картинки, расскажите, чем занимаются дети.
- Когда это происходит?
- Что делаете вы утром, днём, вечером?
- Нарисуйте на всех часах стрелки. Пусть они показывают время, когда и чем вам надо заниматься.
Вся жизнь ребёнка – дошкольника пронизана игрой, только играя, он готов открыть себя миру и мир для себя!
Рисунок №1
Рисунок №2
Рисунок №3
Рисунок №4