Александра Соболева
Консультация «Развитие инициативы и самостоятельности в процессе организации двигательной деятельности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
«Развитие инициативы и самостоятельности в процессе организации двигательной деятельности детей»
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.
Публикация «Консультация „Развитие инициативы и самостоятельности в процессе организации двигательной деятельности детей“» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Таким образом, ФГОС решает задачи: развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка; формирования ценностей ЗОЖ, развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка.
Инициатива — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
Инициативность - это внутреннее побуждение к чему-то новому, порыв к изменениям и движению.
В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.
Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего – в игре.
Тем самым можно отметить, что чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а, следовательно, и динамичнее развитие личности.
Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе.
Что нужно для развития детской инициативы?
1. Давать простые задания (снимать Страх -"не справлюсь").
2. Давать задания интересные.
3. Поддерживать инициативу.
Какими способами можно поддержать детскую инициативу?
1. Создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенком деятельности по интересам;
2. Выбор ребенком сотоварищей;
3. Стимулирование любознательности детей, побуждение их задавать вопросы взрослым, и поощрение стремления детей находить ответы самостоятельно.
4. Взрослым необходимо научиться сотрудничать с детьми, не стараться всё сразу показывать и объяснять, необходимо создать условия, чтобы ребенок мог сам подумать и догадаться и получил от этого удовольствие.
Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения :
- формирование установок «Я могу», «Я сумею»;
- создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;
- предвосхищающая положительная оценка, н-р: «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»
Например:
1. Поддержка инициативы в составлении комплекса и проведении утренней гимнастики и ОРУ на занятии
(выбор и показ по одному понравившемуся упражнению из ранее освоенных комплексов; придумывание названия комплексу; выбор музыки из предложенной; выбор предмета для выполнения комплекса утренней гимнастики; и др.)
2. Игра - отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях и проявлении инициативы.
(проявление инициативы в : организации и проведении игры (сбор детей на игру при помощи зазывалок, стихов, звуков бубна, заданий-сюрпризов); введение дополнения в правила игры (усложнения, введение новых ролей; можно предложить автору упражнения определить победителя и произвести награждение.
Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо :
1. Предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
2. Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
3. Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.
4. Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;
5. Содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;
Самостоятельность ребенка — это умение действовать по собственной инициативе, выполнять привычные дела без образца, помощи и контроля взрослых.
Развитие детской самостоятельности осуществляется через:
1. Поручения детям-дежурным.
В младшей группе мы привлекаем воспитанников к подбору и размещению оборудования.
Старшие дошкольники расставляют инвентарь на определенном расстоянии, например, для перешагивания, а также могут сами отсчитать предметы в количестве до десяти.
В результате последовательно проводимой работы по обучению размещению инвентаря дети быстро учатся самостоятельно расставлять оборудование.
2. Во время выполнения ОРУ и ОВД.
Во время ОРУ можно прибегнуть к такому приему: только назвать знакомое упражнение, давая детям возможность вспомнить.
Ещё ребятам нравится, когда им предлагают самим придумывать упражнения (однако, надо подсказать, для какой части тела они должны быть).
Но для того, чтобы старшие дети успешно справлялись с подобными заданиями, уже в младших группах надо предлагать во время выполнения упражнений последний повтор сделать самостоятельно.
Основной части занятия можно заинтересовать детей интригующими задачами, зрелищностью, возможностью по-разному манипулировать предметами, оборудованием.
Например:
- кто дальше бросит мешочек через голову назад;
- кто устоит на одой ноге после кружения с закрытыми глазами;
- попадите в катящийся обруч мячом;
- доберитесь до лесенки любым возможным способом, но не шагом и не прыжками;
- выберете любой предмет, который можно забросить в корзину, но сделать это безопасным способом и так далее.
Сразу после занятия подвести с детьми итог. Выяснить, как еще можно было выполнить задания другими способами.
3. На каждом физкультурном занятии находится место для творческих заданий, для самовыражения каждого ребенка, для проявления инициативы, выдумки, импровизации. Дети становятся старше, возрастает их общий и двигательный опыт. Это дает большую свободу педагогического общения, позволяет побуждать детей к инициативным действиям уже на уровне формирования игрового замысла. На этом этапе ребята любят экспериментировать с движениями, видоизменять их в зависимости от ситуации.
Можно дать такие задания:
- представьте, что вы идете по горячему песку босиком, покажите, как можно идти, чтобы песок не сильно обжигал ноги;
- подумайте и постройте с помощью своего тела высокий и низкий мостики;
- посмотрите вокруг и выберите предметы, из которых можно построить тоннель, сквозь него мы будем проползать на четвереньках.
4. Карточки-схемы
Работа с карточками позволяет детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам.
Критерием подготовки детей к самостоятельной организации двигательного досуга является их умение выполнять игровые движения, схематично обозначенные на специальных карточках.
Использование схем-карточек при проведении утренней гимнастики.
Для второй младшей и средней групп можно использовать следующий способ:
Разметить беговую дорожку вокруг здания детского сада или в зале; разделить её на несколько этапов. На каждом отрезке дорожки поставить картинки-подсказки с изображением животных, выполняющих определённые движения.
Например: на отрезке ходьба на носках показана лиса, на отрезке прыжки - заяц, на отрезке бег – лошадка. Дети заранее ознакомлены с персонажами-животными, знают какой вид движения надо выполнять. Двигаться начинают сразу же, как выходят на улицу или в зал.
Для старших групп можно использовать карточки-схемы после проведения типовой зарядки для развития общефизической подготовки.
Ребёнок получает карточку с изображением одного или двух снарядов или пособий. Например; - ходьба по буму; - лазание по гимнастической лестнице; - приседания; - прыжки в длину, и самостоятельно выполняют упражнения.
На индивидуальной карточке схематически изображается вид упражнения, количество повторений записывается кружками и цифрой.
Темп указывается цветом: красный - быстро, синий - в среднем темпе, зелёный медленно. Инструктор находится у того снаряда, где дети нуждаются в его страховке.
Например, изображены: лягушка - прыжки в приседе; колобок - перекатывание, мышка - ходьба на носках по гимнастической скамейке. Дети в конце занятия получают карточку и по команде инструктора идут выполнять задание.
При помощи карточек дети старшего возраста могут провести общеразвивающие упражнения на занятиях самостоятельно.
Эти карточки в определённой последовательности располагаются на специальной доске и на протяжении всей недели находятся на видном месте.
Используют карты-схемы на занятиях по принципу круговой тренировки, но и как прием в сюжетных, игровых занятиях, соревнованиях.
5. Подвижные игры – самый популярный у детей, самый востребованный вид физической нагрузки и необъятный простор для всяких фантазий.
Примеры:
- старшим детям предложить попробовать изменить правила знакомой игры, усложнить ее, придумать игру самим;
- спросить, какие игры подсказывает погода за окном, предложить посоветоваться отдельно мальчикам и девочкам, а потом сыграть по очереди;
- напомнить, что нужно совершенствовать, например, прыжки в длину, и дети сами называют игры, где используется это движение.
Итак, самостоятельность — постоянно развивающееся личностное качество, первоосновы которого закладываются в дошкольном возрасте.
Самостоятельность является важной предпосылкой успешного обучения ребенка в школе и формирования личности в целом.