Альбина Морозова
Развитие самостоятельности при помощи игры
▼ Скачать
Развитие самостоятельности при помощи игры
Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни, и оно должно воспитываться с раннего возраста. Дети по своей природе активны. Задача взрослых развивать эту активность, направлять ее в нужное русло. К тому ж в руках у взрослых лучший козырь - детская игра, то, что ребёнок любит больше всего.
Игра занимает центральное, место в жизни ребенка, являясь преобладающим видом его деятельности.
Игра – это способ познания ребёнком действительности.
Публикация «Развитие самостоятельности при помощи игры» размещена в разделах
Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные нужды. Является отличным средством для личностного развития детей. В игре можно формировать почти все полезные качества малышей.
Развитие самостоятельности – одна из главнейших задач родителей. Она довольно глобальна, так как развитие самостоятельности ребенка происходит постепенно от рождения до взрослости. Эта работа очень тонкая и деликатная. Как сказал один мудрец: "Ребенок подобен бумажному змею - он жаждет свободного полета и вместе с тем нуждается в прочной веревке".
Подборка игр и приёмов развития самостоятельности у детей.
1. «Правый - левый»
Если малыш еще путает правый и левый ботинки, помогите ему при помощи небольшой хитрости. Рисуем на ботинках два глазика, которые, если правильно их надеть, смотрят друг на друга. Возможны другие варианты. Два человечка, которые протягивают друг другу руки. Две половинки сердечка. Рыбка, хвост которой на одной стороне, а голова - на другой.
2. «Мышиные хвостики» (игра, которая облегчает обучению завязывания шнурков)
Разучиваем вместе с малышом небольшие стихотворения и повторяйте их каждый раз, когда завязываете шнурки.
Запоминалка
Раз шнурок и два шнурок Перекресток. Узелок.
Вот поссорились концы, Разбежались молодцы,
Спинки сделали дугой - Вот один, а вот другой.
Помирились - повстречались И опять узлом связались.
Последовательность в игре:
Рассказываем о мышиных хвостиках и заячьих ушках. Примерно вот так: «Вот смешные мышиные хвостики. Вот один, а вот другой. Один кладем на Испугались хвостики зайца - разбежались в разные стороны. А вот и сам зайка появился. Вот одно ушко, а вот другое. Ушки играют в ту же игру». Эти образы помогут малышу запомнить последовательность в завязывании шнурков.
3. «Веселая шнуровка»
Чтобы научить ребенка шнуровать ботинок, понадобится дырокол и плотная бумага или картон. Сделайте дыроколом отверстия, можно в произвольном порядке, можно в виде шнуровки на ботинках. Возьмите шнурок, плотную веревку или проволоку и покажите, как можно продевать ее через дырочки. А еще можно делать небольшие узоры. Можно приобрести готовую в магазине.
Даже самые маленькие дети включаются в игру, в которой нужно провести червячка (шнурок) через картонное или деревянное яблочко.
4. «Научи меня»
Иногда малыш уже все умеет делать сам, но почему-то ленится, не хочет. Он говорит: «Не могу, не умею, сделай сама, помоги.» В такой ситуации мама вдруг становится очень-очень беспомощной: «Ой, что-то у меня не получается. А что теперь надеть? А как это делать? Может, ты поможешь? Научи меня». Если сыграть искренне, ребенку придется спасать ситуацию, и он почувствует себя очень важным и все умеющим.
5. «Наглядные напоминания»
Чтобы было проще запомнить последовательность каких-либо действий, нужно нарисовать «напоминалки». Они очень помогают ребенку стать самостоятельным, потому что не его контролируют, а он сам вспоминает. Проходя мимо «напоминалки», чадо с удовольствием выполнит то, что изображено на схеме. Когда картинка станет привычной и перестанет привлекать внимание – сделайте новую. Придумывайте и рисуйте «напоминалки» вместе с ребёнком! Примеры схем: «как убрать постель», «как почистить зубы», «как правильно одеваться/раздеваться», «как собрать игрушки».
6. Ролевые игры
Используя игрушки, разыгрываем следующие ситуации.
«Покорми Зайчишку». Каждый раз, когда Зайка хотел съесть сладкую морковку, он звал маму, она выкапывала ее и кормила зайчика. Но однажды он был очень голодным, а мамы не было рядом. Пусть ребенок сам придумает, как справился зайчик.
«Научи раздеваться Пингвинёнка». Все пингвины - братцы отправились плавать в море, а он стоял на берегу и не мог снять свой пингвиний фрак.
«Накроем стол для куклы». Кукла пришла в гости. Упражнять в сервировке стола. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом).
«Мишка заболел». Медвежонок съел много малины, у него заболел животик. Нужно вылечить. (Кто лечит, где, во что одет и т. д.).