Ольга Серб
Развитие самостоятельной творческой деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация самостоятельной творческой деятельности дошкольников
Самостоятельная творческая деятельность понимается как свободная активность детей в специально созданной развивающей предметно-пространственной среде, позволяющая каждому ребенку выбрать деятельность согласно собственным интересам и помогающая ему взаимодействовать с разными видами искусства.
Публикация «Развитие самостоятельной творческой деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2022
Самостоятельная творческая деятельность детей различна по своему содержанию, она включает в себя и театрализованные игры, и художественно-словесное творчество, музицирование, изобразительную и декоративно-прикладную деятельность.
Основным показателем самостоятельной деятельности является интерес к ней со стороны ребенка и проявление инициативы и самостоятельности в постановке задач и выборе способа реализации задуманного.
Под реализацией самостоятельной творческой деятельности дошкольников понимают получение результата в процессе осуществления контроля над деятельностью ребенка, направленной на получение чего-то нового в его жизни.
Основными требованиями к реализации свободной творческой деятельности дошкольников является : учет возрастных и индивидуальных особенностей, уважительное отношение к результатам детского творчества, включение произведений их творчества в жизнь группы.
В процессе реализации самостоятельной творческой деятельности выделяют следующие этапы: стимулирование ребенка к новой деятельности, принятие ребенком самостоятельных решений, руководящая роль ребенка в каких-либо действиях.
Формами реализации творческой деятельности выступают сюжетно-ролевые и дидактические игры, нетрадиционные техники рисования, музицирование на детских музыкальных инструментах, песенную и танцевально-игровую импровизацию, театрализованные представления. Основными методами реализации самостоятельной творческой деятельности выступают словесные, наглядные и практические. В качестве приема используется показ, создание поисковых ситуаций, творческие задания.
Изобразительная деятельность, музыка, танцевальное творчество, театрализованные игры являются благоприятной средой для реализации самостоятельной творческой деятельности дошкольников.
Самостоятельная творческая деятельность дошкольников имеет высокую степень свободы ребенка в выборе темы, материалов, начала и окончания работы. Ребенок воспроизводит то, что изучал или творит на основе имеющихся знаний и умений.
Процесс самостоятельной изобразительной деятельности закрепляет приобретенные на занятиях и в совместной с педагогом деятельности знания, умения, навыки, способы деятельности.
На занятиях и в самостоятельной деятельности дети более самостоятельны и активны в доведении работы до конца, в выборе необходимых изобразительных материалов для достижения результата. Тематика детских работ разнообразна и отличается выразительностью и оригинальностью.
Нами была разработана программа, направленная на повышение уровня развития творческой самостоятельности в изобразительной деятельности «Фантазеры».
Содержание программы выстроено с учетом принципов, отраженных во ФГОС ДО: полноценное проживание ребенком всех этапов детства; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; поддержка инициативы детей; учет возрастных особенностей детей.
Содержание программы разработано в соответствии с современными основными документами, регламентирующими деятельность МБОУ, и строится на основе следующего нормативно-правового обеспечения:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.
- От рождения до школы / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова,
М. А. Васильева. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.
Программа включает в себя 12 занятий, которые проводятся в игровой форме, и непосредственно самостоятельная творческая изобразительная деятельность детей, которая проходит без непосредственного участия взрослого.
Продолжительность занятий изобразительной деятельностью – 20-25 минут. Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежит практическая деятельность, то есть создание оригинальных творческих работ. Увлекательные занятия изобразительной деятельности позволяют ребенку открыть в себе творческие способности, развить воображение, художественный вкус.
Воспитатели сочетают различные виды деятельности : рисование, лепка, аппликация, нетрадиционные техники рисования.
Тематическое планирование занятий, направленных на реализацию самостоятельной творческой изобразительной
деятельности средних дошкольников
Тема занятия Содержание мероприятия
1 2
«Что мы умеем и любим рисовать» Предлагается каждому ребенку выбрать тот материал, который больше всего ему понравился, и изобразить им то, что ему хочется
Аппликация «Веселые портреты» Учить умению принимать и самостоятельно реализовывать творческую задачу, развивать творческое воображение
Лепка из пластилина «Цветы» Учить лепить цветы из пластилина
Рисование нетрадиционным способом «Сказочная птица» Рисование сказочной птицы нетрадиционным способом: оттиск - ладошкой, рисование тычком ватной палочкой, штампом, пальчиком
Лепка из пластилина «Дед Мороз» Воспитывать у детей интерес к сказочным образам, учить передавать их в лепке, используя полученные умения
Лепка из пластилина «Новогодние игрушки» Учить самостоятельно применять в лепке знакомые способы работы
Нетрадиционные способы рисования «Чудесное превращение кляксы» Развивать умения детей в технике кляксография. Показать способы получения абстрактных изображений
Поделка из природного материала «Черепаха» Учить самостоятельно думать, как можно сделать черепаху, используя скорлупу грецкого ореха и пластилин
Рисование «Весеннее небо» Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и другими художественными материалами
Рисование «Весеннее настроение» Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и другими художественными материалами
Аппликация «Букет цветов» Дети делают аппликацию по собственному замыслу
Изобразительная деятельность – любимое занятие детей и важнейший вид их деятельности. Работы детей носят репродуктивный характер, в своих работах они применяют только те навыки и умения, которые приобрели на занятиях, не проявляя творчество и фантазии.
Поэтому было важно реализовать на практике умения детей самостоятельно поставить цель, отобрать для этого необходимый материал, определить последовательность, способы и приемы выполнения работы, адекватно оценить полученный результат, при необходимости скорректировать его. Желание самостоятельно достичь результата заставляет детей преодолевать трудности, проявлять настойчивость, сообразительность.
Для реализации самостоятельности у детей в изобразительной деятельности в группе создана развивающая предметно-пространственная среда, в которой каждый ребенок может заниматься любимым делом.
В групповом помещении создана специально оборудованная и эстетично оформленная зона для изобразительной детской деятельности, что способствует формированию у детей устойчивого интереса к данному виду деятельности.
В уголке творчества собраны различные средства художественной деятельности и материалы, как традиционные, так и нетрадиционные: краски с блестками, мелки, карандаши, палитры, зубочистки, печатки, ватные палочки, трубочки для раздувания, разнообразная бумага (газетная, оберточная, картон, чертежная, цветная, тонированная, трафареты для рисования, поролон, вата, губка и другие средства для художественной деятельности.
Например, чтобы медведя, лису или зайца сделать пушистым, дети использовали мелко нарезанную шерсть. Чтобы сделать перышки птицы или чешую рыбы – использовали пряжу, нарезанную на более длинные нити. Здесь же можно найти пластилин, фломастеры, ножницы, клей и многое другое.
В уголке творчества есть небольшая библиотека с книгами о художниках, раскрасками. Это позволяло ребенку самостоятельно выбирать заинтересовавший его материал и создавать работы, из которых воспитатель организовывал выставки, которые использовались в интерьере группы.
Художественные материалы и необходимое оборудование, используемое в изобразительной деятельности, соответствует возрастным возможностям детей и располагается на ярко оформленных стеллажах в свободном доступе.
Такая среда позволяет ребенку свободно реализовывать свои замыслы, способствует развитию изобразительного творчества, проявлению у него самостоятельности.
Использовались разные методы работы: наглядный (рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, наблюдение, показ способов действия и приемов рисования, аппликации или лепки); словесный (объяснение, рассказ, беседа); практический (рисование, лепка, аппликация); игровой (дидактические, развивающие игры).
Воспитатели сочетают различные виды деятельности : рисование, лепка, аппликация, нетрадиционные техники рисования.
Чтобы вызвать интерес к изобразительной деятельности, воспитатели рассказывают о различных техниках и приемах в творчестве, знакомили с использованием нетрадиционных материалов. Например, показывал, что рисовать можно не только кисточкой, но и пальцем, губкой, палочкой, бумажной салфеткой и т. д. При изготовлении аппликации можно использовать не только бумагу, но и пуговицы, бусинки, природный материал, поролон. Лепить можно не только из пластилина, но из теста.
Лепка позволяет ребенку проявить творчество, фантазию и воображение. На занятиях лепкой используется пластилин. Создавая работы из пластилина, дети самостоятельно решают не только задачи по созданию объема, но и задачи, связанные с выбором цвета. Мы обратили внимание на то, что дети из множества возможных способов научились выбирать наиболее эффективный, который позволяет создать выразительный образ.
Мы также использовали возможности аппликации в развитии творческой самостоятельности детей. Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности : дети могут выбрать содержание аппликации, материал и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного.
Воспитатели на занятиях предоставляют детям возможность проявлять инициативу, творчество на занятиях, поощряют поиски самостоятельного композиционного, цветового решения.
Для развития самостоятельной творческой личности используют кляксографию, монотипию, печать по трафарету, тычковое рисование и т. д. Это позволяет детям чувствовать себя раскованнее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощенными, уверенными.
Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятиях воспитатель активизирует внимание дошкольника, побуждая его к деятельности при помощи дополнительных стимулов:
- игры;
- сюрпризные моменты (герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие, нарисовать рисунок или сделать поделку);
- просьба о помощи.
Это свидетельствует о том, что работа по организации самостоятельной творческой изобразительной деятельности средних дошкольников результативна.