Алина Коршунова
Конспект занятия по развитию речи «Знакомство с звуком [З]»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Воспитательная:
воспитывать самостоятельность, инициативность, ответственность
Развивающие:
• вырабатывать навык четкого произношения звуков «[З];
• формировать умения детей различать звуки по твердости и мягкости;
• развивать фонематический слух;
• развивать внимание, память, мышление;
• развивать быстроту реакции;
Обучающие:
• упражнять в звуковом анализе слова;
• закреплять умение делить слово на слоги;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Знакомство с звуком [З]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• упражнять в определении места согласного звука «З» в слове;
• закреплять умение называть последний слог;
• продолжать учить определять нахождение звука в слове (начале, середине, конце)
Мотивационный этап
Воспитатель предлагает детям пройти на ковёр и встать в круг.
-Ребята, к нам в группу пришло письмо от насекомых, представляете?
-Очень странно. Какое сейчас время года?
- Что в это время делают насекомые?
Воспитатель читает письмо
-Здравствуйте ребята, я мошка. У нас у насекомых происходит беда, комарики начинают просыпаться с зимней спячки, но они забыли свою весёлую песенку. Мы никак не можем их научить, помогите.
-Ребята, поможем комарикам?
Воспитатель вносит в группу игрушку комарика
-Ой, ребята, посмотрите, к нам прилетел комарик, его то, мы и научим, а потом он научит других комариков. Только если мы выполним все задания, мы сможем научить комарика, петь песенка.
- Ребята, мы знаем, что звуки мы слышим и произносим.
-А сейчас послушайте стихотворение и скажите, какой чаще всего там встречается. Вы готовы?
Занят заклинатель змей
Звонкой музыкой своей.
А под музыку, друзья,
Затанцует и змея.
-Правильно мы сегодня будем говорить про звук «З» и научим комарика петь его песенку. Какие слова вы запомнили в данном стихотворении с звуком «З»?
Вот мы и выполнили первое задание, теперь мы знаем какой звук поёт комарик.
-Второе задание, и нам нужно охарактеризовать звук «З».
-Звук [З] – какой он?
-А ещё какой звонкий или глухой?
-Почему он звонкий?
-Потому что мы тут слышим свой голос, давайте все вместе попробуем произнести его
-Твердый или мягкий?
Твёрдый, молодцы
-Каким цветом мы обозначим согласный, твёрдый?
-а согласный, мягкий? А гласные?
-Давайте пропоём этот звук
Возьмите зеркала, произнесите звук [З] и посмотрите как вы его произносите. Что происходит с губами, когда вы произносите звук [З]? «Улыбаются».
А язычок?
А теперь давайте посмотрим, какой дует ветерок при произнесении звука.
Молодцы, вот мы и выполнили второе задание, мы узнали какой звук «З»
-Ребята, а следующее задание называется «Эхо», я вам буду называть слово, а вы говорить последний слог, попробуем?
-арбуз, ваза, кукуруза, мимоза, роза, глаза, гроза
Молодцы, вот мы и выполнили ещё одно задание и поиграли в игру «Эхо»
Воспитатель предлагает встать детям в круг
Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в комариков
Прилетели комары, (машут руками, передвигаясь по группе)
Как назойливы они,
Полетали, полетали,
Нас чуть-чуть не покусали. (пальчик к носу)
Мы в ладоши хлопнули, (хлопают)
Ножками притопнули. (топают)
Испугались комары, улетели за дворы. (присели, спрятались)
Следующее задание заключается в том что мы с вами будем находить звук «З». Если вы услышите этот звук то хлопните в ладоши, а если нет, то поднимите руки вверх.
заяц, вода, коза, стол, дерево, закат, забор, завод, стул, замок, дорога, поезд, камаз.
А сейчас поиграть в игру «Определи место». Правила таковы: я бросаю мяч по очереди и называю слово в котором есть звук З, вам нужно определить место звука в слове – в начале, середине или в конце и бросить мяч обратно.
Ваза, закат, коза, поезд, берёза, зонт, казан
Молодцы, справились
Ребята, а чтобы нам выполнить следующее задание нужно сесть за столы
Воспитатель показывает что комар сел на звезду
-ребята, посмотрите, куда сел комар? (звезда)
-В этом слове звук в начале, середине или конце?
-Конечно тут их два, в начале и середине.
-Из чего состоит слово?
-а как определить из скольких слогов состоит слово звезда?
-Сколько гласных, столько и слогов, давайте проговорим это слово, сколько гласных? это какие?
-Сейчас мы с вами сделаем схему слова: положите перед собой длинную полоску-это всё слово, а теперь произнесём слово на распец. Сколько вы услышали гласных?
-Значит столько в слове согласных. А теперь прохлопайте это слово по слогам, сколько слогов?
Положите две короткие палочки под длинную. Какой первый слог?
Какой первый звук?
З- какой звук? Произнесите, уверены?
-Каким цветом мы его обозначим?
-Положите кубик под первую короткую палочку, будем выкладывать слева направо.
-Какой торой звук? каким цветом обозначим? Положите кубик этого цвета после предыдущей, под короткой палочкой
Воспитатель задаёт подобные вопросы про каждую букву.
-Молодцы, мы выполнили последнее задание
Подведение итогов
-Ребята, какие мы с вами молодцы, мы справились со всеми заданиями, а для чего мы их выполняли?
С каким звуком мы с вами познакомились?
Что мы делали?
А что вам больше всего понравилось?
-Тогда давайте споём песенку комару, чтобы он запомнил её и научил других комариков её петь.
Открытость
Ребята, а за помощь комар дарит нам букву «З» мы её с вами сможем раскрасить. Вы также можете рядом с данной буквой нарисовать комара, чтобы запомнить, кто поёт этот звук.