Валентина Михайловна Мартюшова
Развитие речи в старшей группе «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня на занятии мы будем много разговаривать, играть, выполнять задания.
Но сначала вспомним наше правило, как нужно вести себя на занятии:
Один, два, три, четыре, пять
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.
2. Постановка темы НОД.
-Сегодня, ребята у нас с вами необычное занятие по обучению грамоте, мы отправимся путешествовать по сказке. А по какой сказке, вы должны угадать
Публикация «Развитие речи в старшей группе „Путешествие в сказку „Гуси-лебеди“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- «Гуси лебеди», сказка
- Темочки
В этой сказке небо синее,
В этой сказке птицы грозные.
Яблонька да речка, да и чудо-печка,
Помогите девочке, братца отыскать!
Как же сказку нам назвать? (Гуси-лебеди).
-Правильно ребята гуси-лебеди.
II. Содержательный этап.
1. Создание проблемной ситуации.
-Чтобы начать путешествие по сказке, давайте скажем волшебные слова.
Та-ра-ра – начинается игра,
Са-са-са-ждут в пути нас чудеса (звучит музыка)
-Ребята, вот мы и попали с вами в сказку (воспитатель показывает на доску, где висят декорации к сказке). Посмотрите на Аленушку, почему она плачет (ответы детей).
-Да ребята, правильно гуси-лебеди унесли братца-Иванушку. Давайте поможем Аленушке отыскать Иванушку?
-Куда гуси-лебеди его унесли? (ответы детей).
-Конечно же к Бабе-Яге. А где живет Баба-Яга. (в дремучем лесу).
-А знаете, что там творится. Вот послушайте:
2. Фонетическая зарядка
В лесу волки воют у-у-у
Шелестят большие листья ш-ш-ш
Ползают и свистят змеи с-с-с
А теперь давайте повторим вместе (дети произносят 2 раза)
В: Что мы с вами произнесли. (звуки)
-А какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные.)
-Расскажите о гласных звуках, что это за звуки? (Гласные звуки можно тянуть, петь.)
- А согласные звуки можно пропеть? (Нет.) Почему? (Мешают язык, губы, зубы.)
А согласные.
Согласны шелестеть, шептать, свистеть.
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
-Согласные звуки какие бывают? (Твердые и мягкие.)
В: И так ребята наше путешествие начинается.
По ровненькой дорожке, шагают наши ножки,
По камушкам, по кочкам
Мы к яблони пришли.
Воспитатель: Давайте, спросим у яблони куда гуси- лебеди полетели, Иванушку понесли? Не отвечает. Но на яблоне висят яблочки, а на них задания, нам нужно эти задания правильно выполнить, чтобы идти дальше (воспитатель срывает яблоко и читает детям задание, показывает предметные картинки) : Ребята это проделки Бабы-Яги.
Задание 1. Определите место звука А в словах.
В: Где находится звук А в начале, середине или в конце слова?
(На яблоках с обратной стороны цифры, на доске перевёрнутые картинки. На лицевой стороне цифры, картинки - арбуз, рыбка, шарик, мышка, собака).
Рефлексия: какое мы задание выполняли? Что делали? Звук «А»какой?
Воспитатель: Молодцы! Отправляемся дальше.
В: П/игра «По ровненькой дорожке»
По ровненькой дорожке, шагают наши ножки,
По камушкам, по кочкам
Мы к речки подошли.
Воспитатель: Ребята, смотрите мы дошли до речки, может речка знает куда гуси-лебеди полетели? В речке плавают волшебные камушки да непростые, а с заданиями. Нам нужно правильно их выполнить, чтобы продолжать наш путь, иначе кто же спасет Ваню?
Задание 2. Разделите слова на слоги, определите, сколько слогов в каждом слове (на слух). де-ре-во, печ-ка, ре-ка, гу-си, пи-ро-ги. яб-ло-ня, из-буш-ка.
Рефлексия: что мы делали? Что нам помогало делить слова на слоги? А как еще можно, что нам поможет?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились с заданием. Давайте камушки опустим в воду, а сами отдохнём.
4. Звуковой анализ слова «гуси».
Воспитатель: Вот дошли мы с вами до печки. Печка, печка, куда гуси-лебеди полетели? Смотрите, ребята у печки-то все готово.
Воспитатель берет пирожок (читает загадку).
Эти птицы у канавки
Часто моют свои лапки,
Убегают от Бабуси.
Кто это, скажите это?
Главные герои той
Нашей сказки не простой. (Гуси.)
В: пройдемте сядем на свои места и разберем с вами это слово.
Воспитатель выставляет картинку "Гуси". Вызывает одного ребенка к доске, остальные дети разбирают по карточкам-схемам на местах)
- Сколько звуков в слове гуси? (В слове гуси четыре звука.)
- Назовите первый звук в слове гуси (первый звук-звук г)
-Звук «г» какой, гласный или согласный? (звук г-гласный)
-каким цветом обозначается гласный звук (гласный звук обозначается фишкой синего цвета)
-Назови второй звук в слове гуууси?
-звук «у» какой? (звук у в слове гуси-гласный звук, обозначается красной фишкой)
-назовите третий звук в слове гуссси? (третий звук в слове гуси-звук сь)
-сейчас внимательно, ребята, подумайте, звук с в слове гуси, какой? (согласный, мягкий)
-фишкой какого цвета мы обозначаем согласный мягкий звук (согласный мягкий звук обозначаем фишкой зеленого цвета)
-Назовите последний звук в слове гусиии? (четвертый звук в слове гуси-звук и)
-звук и какой (звуки-гласный звук, обозначается фишкой красного цвета).
Рефлексия: Сколько в слове гуси гласных звуков. (Два.) Назовите. ([У],[И]). Сколько слогов в слове? (Два). Сколько согласных звуков в слове гуси?
В: Молодцы вы и с этим заданием справились. Всех героев сказки мы посетили, задание выполнили правильно. Ой, ребята, смотрите что это. Воспитатель находит перышко. Это гуси-лебеди пролетали, перо-то и потеряли, а на обратной стороне загадка!
На опушке,
На дорожке,
Стоит дом
На курьих ножках (изба).
Ребята, вот где Иванушка спрятан, давайте посмотрим! (заглядываем в избушку, находим Иванушку)
Воспитатель: Вот и помогли мы спасти Алёнушке братца Иванушку, а нам пора возвращаться в детский сад.
Выход из сказки.
Мы веселые ребята,
Мы ребята – дошколята
Все сегодня потрудились
Снова в группе очутились!
III.Рефлексивный этап.
Воспитатель: чем же мы сегодня занимались на занятии?
-какие задания выполняли?
-для чего мы это делали? (чтобы спасти Иванушку).
Мы с вами совершили доброе дело, хорошее?
-вам было сегодня трудно?
-вам было сегодня интересно на занятии?
Вы сегодня большие молодцы! Со всеми заданиями справились на отлично и я вам хочу подарить вот такие яблочки, которые вы раскрасите…если вам сегодня было хорошо и не трудно на занятии –в красный цвет, а если все же, что-то не получилось в зеленый цвет!