Нечаева Ольга Николаевна
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»
Цель: создать необходимые условия для развития связной речи детей в процессе пересказа.
Задачи:
- Формировать представления детей о зиме и снежных забавах;
- Учить эмоционально воспринимать художественное произведение, понимать содержание текста;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему „Пересказ рассказа Н, Калининой „Про снежный колобок“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Конспекты занятий
- Темочки
- Продолжать учить детей отвечать на вопросы полными ответами, подбирать подходящие по смыслу определения;
- Учить передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно, при помощи графических схем;
- Развивать коммуникативную деятельность, память, воображение, творчество;
- Воспитывать интерес к художественной литературе, доброжелательность и отзывчивость, умение сопереживать героям
Оборудование: сотовый телефон с записью спокойной музыки.
Материалы: демонстрационные - снежок из синтепона, мнемотаблица к рассказу.
Раздаточные: зеркала
Предварительная работа:
- Изготовление схем для пересказа
- Рассматривание иллюстраций
- Рассматривание портрета Н. Калининой
- Д/игра «Характеристика слов»
Ход занятия:
(дети стоят на коврике в кругу)
Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку, послушайте ее внимательно и попробуйте отгадать.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила.
И на санках прокатила (зима)
Воспитатель: Да, ребята, это зима. Пришло время снежной, морозной зимы. Я очень люблю это время года! Ведь зимой можно придумать много разных, интересных игр и забав. Скажите, за что вы любите зиму? (ответы детей)
- Ребята, зимушка-зима предлагает вам отгадать еще одну загадку:
Белый, но не сахар.
Круглый, но не мяч.
Холодный, но не мороженое.
Мы можем слепить его только зимой.
-Что это? (снежок)
- Посмотрите. Я вам принесла сегодня снежки. Из чего они сделаны? Пусть они постоят у нас в группе. А в конце занятия мы посмотрим, что с ними произойдет. Я хочу вам предложить поиграть вот с этим снежком, который сделан из ткани. Мы будем передавать его друг другу по кругу и называть слова-признаки.
Игра «Характеристика слов»
Зима какая? (снежная, холодная, метельная, морозная, суровая, сказочная);
Снег какой? (белый, пушистый, мокрый, серебристый, холодный)
Снежок какой? (белый, круглый, маленький, холодный, снежный)
Воспитатель: молодцы, ребята, хорошо поиграли со снежком, а теперь я предлагаю вам поиграть в зимние забавы язычка.
Артикуляционная гимнастика "Зимние забавы Язычка"
Зимним ясным деньком, погуляем с язычком.
Посмотрел язык в окно (рот широко открыт, вытянуть язык вперёд, упражнение «Иголочка»)
А на улице бело! Справа –снег, слева - сугроб (упражнение «Часики» поочерёдное движение языка вправо-влево)
И вокруг метёт снежок (язычок облизывает губы по кругу, упражнение «Варенье»)
Взял лопату язычок (упражнение «Лопатка», широкий язык кладём на нижнюю губу.)
И пошёл кидать снежок (упражнение «Качели» движение языка вверх-вниз)
По дорожке поскакал (упражнение «Лошадка»)
И на горку забежал (упражнение «Горка» кончик языка спрятан за нижними зубами, спинка выгнута)
Стал на саночках кататься (Зубами проводим по языку от корешка языка до кончика)
А потом лепил снежки (кончик языка упирается за щёку, сначала в правую, потом в левую)
Превратил снежки в комки (сильно надуть щёки)
Друг на друга положил (надуваем щеки поочередно)
Получился снеговик.
Подмигнул глазком (мигаем правым глазом)
Другим (мигаем левым глазом)
И двумя глазами: миг! (сильно зажмурить глаза и открыть)
«Ты не тай, мой снеговик!» (водим указательным пальчиком правой руки вправо-влево)
Воспитатель:
Молодцы! Ребята, я предлагаю вам послушать очень красивый рассказ, который называется «Про снежный колобок». А написала этот рассказ А. Калинина. Вот ее портрет. Мы с вами уже познакомились с некоторыми произведениями этого писателя. С какими, назовите (дети называют).
(Воспитатель берет в руки лепбук «Зима» и привлекает внимание детей к книге «Про снежный колобок»)
Воспитатель читает рассказ «Про снежный колобок»
Гуляли ребята во дворе. Лепили из снега бабу. Алёша слепил снежный колобок. Нашёл угольки — сделал глаза; нашёл палочки — сделал нос и рот. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алёше оставлять на дворе колобок. Взял он его и положил в карман. Пришёл в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Пообедали ребята, после обеда спать легли. А когда проснулись, вспомнил Алёша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика — лужа. Что такое? Открыли дверку, посмотрели, а из кармана — кап-кап, кап-кап — вода капает. Поглядел Алёша в карман, а там нет колобка. Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки. А колобок где?
Беседа по содержанию прочитанного. В ходе беседы педагог помещает на доску соответствующие схемы.
- Ребята, как вы думаете, где колобок? (растаял)
- А, может, его украли? (нет, остались в кармане угольки и палочки)
- Почему растаял колобок? Давайте побеседуем об этом рассказе.
1. Давайте вспомним, где гуляли дети? (схема №1) Какие они были? (радостные, веселые, довольные, смеющиеся)
2. Что они делали? (Лепили из снега бабу) схема
3. Что слепил Алеша? (Алёша слепил снежный колобок) схема №2
4. Из чего сделал мальчик глаза, нос, рот? (Нашел угольки – сделал глаза, нашел палочки – сделал нос и рот) схема №3
5. Куда вернулись ребята? (Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад.) схема № 4
6. Что сделал Алеша? (Жалко Алёше колобок во дворе оставлять, взял он его и положил в карман) схема № 5
7. Что делал Алеша, когда пришел в детский сад? (Пришел в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок)
8. Что делали ребята в детском саду после прогулки? (Ребята пообедали, легли после обеда спать) схема № 6
9. Что сделал Алеша, когда проснулся? (а когда проснулись, Алёша вспомнил про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика лужа. Что такое? Открыли дверку, посмотрели, а из кармана – кап, кап, кап, кап – вода капает.) схема № 7
10. Что увидел Алёша в кармане? (Поглядел Алеша в карман – а там нет колобка. Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки) картинка № 8
11. Как вы думаете, что почувствовал Алёша, когда понял, что его колобок растаял? (расстроился, досаду, обиду). Вот мы и побеседовали о рассказе
Физкультминутка (Раз два снеговик) Музыкальная
А теперь давайте тоже поиграем и слепим снежный комок
4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ.
Послушаем рассказ ещё раз, чтобы хорошо пересказать его.
5. Пересказы детей с использованием картинок.
- Кто хочет пересказать рассказ?
(пересказывает один ребенок с опорой на картинки; затем два ребенка – один начинает, другой продолжает). Оценку пересказов детей даем сразу.
Воспитатель прячет картинки за доской.
- Кто сможет пересказать рассказ без опоры на картинки?
(пересказывают 1- 2 детей).
6. Творческое задание. (2-3 человека)
- Ребята, Алёша расстроился из-за того, что его колобок растаял, давайте придумаем продолжение рассказа, чтобы Алёша пошел домой с хорошим настроением.
- Как вы думаете, что могло быть дальше? (ответы детей) (2-3 ребенка)
- Ребята, давайте посмотрим, что произошло с нашими снежками? (они растаяли). Почему?
Итог:
- Какое время года было у нас в гостях?
- Как называется рассказ, который мы пересказывали?
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
- Что было трудно?
Ребята, зимушке- зиме очень понравились ваши ответы, рассказы и она решила вам подарить колобки. Только не снежные, а сладкие и очень вкусные.