Ирина Муталова
Развитие речи в старшей группе «Башкирские сказки и легенды»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитанники сидят полукругом.
Заходит воспитатель в башкирском костюме.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Воспитанники: Здравствуйте.
Воспитатель: А, вы знаете кто я?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: Я – башкирская красавица. Зовут меня Зухра. Я спустилас к вам с луны. Вы, конечно, подумали, как же я там оказалась? А вот послушайте легенду «Луна и Зухра». Легенда – это рассказ о реальных людях и событиях с элементами фантастики.
Воспитател читает легкнду.
Луна и Зухра
Публикация «Развитие речи в старшей группе „Башкирские сказки и легенды“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Когда-то давным-давно жила-была одна девочка. Звали ее Зухра. Очень рано она осталась без матери. Отец привел в дом мачеху. Та не давала девочке житья: била ее, обижала, заставляла делать непосильную работу.
Как-то вечером мачеха велела Зухре натаскать воды. «До утра наполни вот эту кадку водой. Иначе голову оторву», — сказала она. А сама незаметно проткнула дно кадки.
Целую ночь Зухра таскала воду. Но вода в кадке нисколько не прибывала. Тяжелым коромыслом девочка до крови натерла плечи. Изможденная вконец, свалилась она без сил.
Тихо было в ту ночь. Нигде ни единого звука. Только Луна безмолвно плыла в небесах. Взглянула Зухра на Луну и воскликнула: «Эх, Луна, хоть бы ты помогла мне. Вызволила бы меня из неволи!»
А Луна по-прежнему оставалась спокойной. Зухра со слезами снова взмолилась: «Возьми меня к себе!»
Тогда Луна засветилась ярче, послала свои лучи на землю и подняла Зухру к себе. С тех пор на Луне стоит девушка с коромыслом.
Воспитатель: Ребята, какую легенду я вам прочитала?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: Давным-давно кто жил был?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: Как звали ее?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: Как относилась мачеха Зухре?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: Что велела мачеха Зухре, как-то вечером?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: А сама что сделала?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: Смогла ли Зухра наполнить кадку?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: Кого попросила она забрать к себе?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: Луна забрала Зухру?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: И что можно сейчас увидеть на луне?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: А, сейчас я вам предлагаю поиграть башкирскую игру «Медный пень»
Игра «Медный пень»
Воспитатель: Ребята, вы, наверняка знаете очень много башкирских сказок. Сейчас я вам прочитаю отрывки из сказок, а вы мне скажите, из какой это сказки.
В давние-давние времена жил-был один косолапый медведь. И был у этого медведя хвост, такой же пушистый и длинный, как у лисы. Медведь очень любил мёд. Ни дня не мог прожить без меда. Он только о том все время и думал, где бы раздобыть мед. А когда он видел дерево с дуплом, в котором был слышен пчелиный гул, медведя непременно охватывала неописуемая радость. Он залезал на это дерево, разорял пчелиное гнездо и начинал есть мед. А бедняжки пчелы тщетно пытались защитить свое гнездо, и окружив медведя, пытались его ужалить. Сказка «Медведь и пчелы»
Урал отправился в путь. На третий день очутился на распутье трех дорог. Там повстречал седобородого старика.
– Дедушка, – обратился Урал к старику, – какой дорогой идти к роднику живой воды?
– А зачем тебе родник?
– Я хочу победить Смерть, а без живой воды это сделать невозможно.
– Сорок лет я стою здесь, сорок лет показываю путникам дорогу к роднику, – покачал старик головой. – Но никто еще не вернулся назад.
– Я все же отважусь!
– Тогда вот что я тебе скажу. Пойдешь по этой дороге и увидишь табун. В табуне будет один-единственный конь белой масти. Попробуй оседлать его, и он сослужит тебе верную службу. Сказка «Урал Батыр»
Вот как-то раз шел он, шел и дошел до родных мест. Устал егет с дороги и сел на пригорок, а потом начал играть. Услышал приятные звуки окрестный народ, что жил на яйлау, и пришел к егету.
Егет рассказал обо всем виденном народу: о том, как хан убивает молодых егетов, о том, как он сам спасся от смерти. Тогда весь народ поднялся на хана и расправился с ним по заслугам.
И с той поры в башкирском народе курай переходит из поколения в поколение и играют на нем хорошие, задушевные песни. «Сказка о курае»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на иллюстрации и скажите, из каких башкирских сказок эти герои?
Воспитанники смотрят иллюстрации к башкирским сказкам и говорят названия. («Медведь и пчелы», «Сказка о курае», «Луна и Зухра»)
Воспитатель: А, это кто?
Это Акбузат. Абузат – это необычный крылатый конь, принадлежавший сначала самому Урал-батыру, а затем его внуку Хаубану. В описании Акбузата преобладают сказочные, фантастические элементы. Конь родился и вырос на небе. Там находится его дом. Он владеет человеческой речью, может общаться с людьми на их языке. Также Акбузат не горит в огне и не тонет в воде. Он быстрее ветра. Одним ударом копыта он способен разрушить горы и рассечь море.
Акбузат тысячи лет находился в ожидании достойного батыра. Он спустился с неба, чтобы выбрать равного себе по силе. И таковым оказался Урал-батыр, которому было под силу «взметнуть в небо тяжесть в семьдесят батманов». Акбузат склонил перед ним голову в знак того, что отныне он будет ему принадлежать.
Воспитатель: Ребята, какую легенду я сегодня прочитала вам?
Мне пора обратно уходит на луну. Вы мне очень понравились, поэтому вам оставляю башкирское угощение чак-чак.
Воспитатель дает угощение.
Воспитатель: До свидания, ребята!
Воспитанники: До свидания.