Галина Сераева
Развитие речи в средней группе. Описание картины «Собака со щенятами»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
I. Организационная информация
Ответственный : Сераева Г. М. Примечание (дополнительная информация к конспекту)
1. Доминирующая образовательная область Речевое развитие Согласно ФГОС ДО
2. Вид деятельности детей - коммуникативная, (беседа, ситуативный разговор)
-познавательно-исследовательская (решение проблемной ситуации)
- двигательная активность (физминутки)
II. Методическая информация
Публикация «Развитие речи в средней группе, Описание картины „Собака со щенятами“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Собака, щенки. Составление рассказов и описания по картинам
- Собака, щенок. Все про собак для детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Средняя группа
- Темочки
1. Тема образовательной деятельности Рассказывание по картине «Собака со щенятами»
2. Методы и приемы реализации содержания занятия Беседа, рассматривание иллюстраций, проблемная ситуация (введение в тему и постановка цели, продуктивные, показ картинок на мольберте, использование дидактического материала.
3. Интеграция образовательных областей -социально-коммуникативное развитие (развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания)
- речевое развитие (обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи);
- физическое развитие (становление целенаправленности и само регуляции в двигательной сфере).
4. Возрастная группа : Средняя
5. Цель: Учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картинку.
6. Задачи:
Образовательные:
Формировать грамматически правильную речь;
Учить детей правильно образовывать формы родительного падежа существительных
6.1 Развивающие :
Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;
Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
6. 2 Воспитывающие:
Воспитывать интерес, любовь, сострадание и сопереживание к домашним животным.
7. Планируемые результаты:
7.1 Сформированы навыки рассказывания и описания картины
Сформированы навыки сравнения, обобщения и умения делать умозаключения и выводы.
Сформированы представления об объектах окружающего мира
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) «Картина со щенятами»,игрушка собака; картинки с изображением жилищ домашних животных.
9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Беседы о домашних животных и их детенышах. Чтение художественной литературы, беседы по содержанию. Рассматривание сюжетных и предметных картинок по теме «Домашние животные. Разучивание пальчиковых игр, физкультурных минуток.
Конспект занятия (образовательной деятельности)
I. Вводная часть 5 мин
1.1
Введение в тему (создание проблемной ситуации) -Ребята, я предлагаю вам присесть на стульчики
1.2 Сюрпризный момент Сюрпризный момент «Машина с игрушкой собаки».
(Машина сигналит за дверью или за шкафчиком в групповом помещении).
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) – Ребята, слышите, кто-то к нам приехал на машине.
Воспитатель ввозит в групповую комнату небольшую игрушечную машину, в кузове которой сидит игрушечная собака, накрытая пеленкой.
– Интересно, кто спрятался под простынкой?
– Чтобы узнать, кто в машине надо отгадать загадку.
II. Основная часть: 10 мин
2. 1 Актуализация ранее приобретенных знаний Загадка:
Кто у дверей встречает нас,
В тишине весь день, проспав
И от счастья начинает
Громко лаять: «Гав-гав-гав!»?
(Собака)
– Кто это?
– Правильно, это собака (показывает игрушку). Зовут ее Дружок.
– Какая собачка? (пушистая, лохматая.)
– Ребята,мы с вами знаем артикуляционную гимнастик про собачку, давайте ее выполним.
Артикуляционная гимнастика:
«Собачке жарко!»
Жарко нашему Дружку:
(Язык высунуть изо рта, частые вдохи и выдохи.)
Он побегал по лужку!
Язык в сторону свалился, (соответственно)
Дружок устал, - воды напился. (Лакательные движения языком.)
Улыбается Дружок
Зубки на показ (широко улыбнуться, стиснув зубы)
Я бы точно так же смог
Повторю сейчас.
– Ребята,где живет собака, в лесу или рядом с человеком?
– Собака это, какое животное, домашнее или дикое?
– Почему собака домашнее животное?
– Правильно. Собака домашнее животное. Она живет рядом с человеком. Он за ней ухаживает, кормит, поит.
– Собака очень доброе, преданной животное. Существует огромное количество различных пород – от небольших комнатных собачек до крупных бойцовых и служебных собак. Многие собаки спасают своих владельцев, чувствуя опасность.
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания –Ребята, Дружок приготовил для вас сюрприз, привез с собой картину о своих друзьях.
Воспитатель выставляет на мольберт картину «Собака со щенятами». Дети рассматривают ее в течение 2 – 3 минут.
– Кто изображен на этой картине?
– Что делает собака?
– Кто лежит около собаки?
– Сколько щенят на картине?
– Что делают щенята?
– Какой щенок вам нравится больше? Расскажите про него.
– Расскажите про другого щенка, какой он?
– Ребята скажите, о ком эти слова, о собаке или щенках – пушистая, добрая, веселая?
– Почему вы думаете, что эти слова о собаке?
– Как мы скажем о щенке, какой он? (Пушистый, добрый, веселый щенок).
–Один щенок, а если их много, как мы скажем? Много щенков, щенят.
– Щенки маленькие, а мама – собака какая?
– Что в лапах у собаки?
– Где живут собаки? (В конуре).
– Кто принес собакам еду? Кто построил для них конуру? (Хозяин)
– На кого смотрят собака и щенки? (На воробьев).
– Как мы скажем, что их много? (Много воробьев).
– Почему воробьи не улетают от миски с едой?
– Мы внимательно рассмотрели картину, ответили на вопросы.
– Сейчас я составлю рассказ по этой картине, а вы внимательно слушайте и запоминайте.
На картине изображена собака со щенятами. Собака большая, лохматая, с коричневыми пятнами. У нее два щенка. Щенки маленькие, смешные, пушистые. Собака и щенки смотрят на воробьев, которые прилетели к миске с едой. Еду собакам принес хозяин. Воробьи не улетают, потому что не боятся собаки и щенков. Мне картина понравилась.
– Кто хочет рассказать о собаке со щенками?
В случае необходимости воспитатель помогает, подсказывает начало предложения.
– Молодцы, у вас получились интересные рассказы. Сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть, становитесь в круг.
Физкультурная минутка «Домашние животные и птицы»
«Кто как ходит?»
Кошка ходит по – кошачьи,
(пружинистый шаг)
А собака по-собачьи.
(ходьба с высоким подъемом колена)
По – утиному утёнок, чуть вразвалочку идёт.
(шаг на всей стопе, слегка покачиваясь из стороны в сторону)
По – козлиному козлёнок скачет рожками вперед.
(подскоки)
По – слоновьи ходит слон, тяжело ступает он.
(ходьба, опираясь на ступни)
По – гусиному гусята важно шествуют шажком.
(ходьба в полуприсяде)
А по улице ребята – кто вприпрыжку, кто пешком.
(шаг на месте)
-Молодцы ребята! – Давайте поиграем в игру «Назови детеныша»
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Игра с мячом «Назови детеныша».
– У собаки кто? – щенок;
– У коровы кто? – теленок;
– У лошади кто? – жеребенок;
– У кошки кто? – котенок;
– У свиньи кто? – поросенок;
– У козы кто? – козленок;
– У кролика кто? – крольчонок.
– Вы каждому детенышу нашли маму, молодцы!
– А где живут домашние животные?
-Ребята, я предлагаю вам сыграть еще в одну игру, для этого нужно подойти к столу (лежат перепутанные пазлы)
Дидактическая игра «Кто, где живёт?»
(Игра проводится за столом, каждому животному нужно подобрать подходящий дом (в виде пазлов)
Когда ребята найдут дом каждому животному, воспитатель задает наводящий вопрос:
– Где живёт лошадь? – в конюшне
– Собака – в конуре
– Кролик – в клетке, в крольчатнике
– Свинья в в свинарнике
– Кошка – в доме
– Корова –в коровнике
– Коза – в хлеву
– Овца – в овчарне.
III. Заключительная часть 5 мин
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей – Ребята, посмотрите еще раз на картину «Собака со щенятами» и скажите, как надо относиться к домашним животным?
– У кого из вас есть дома домашние животные?
– Как надо относиться к животным в холодное время года?
Рефлексия
– Что мы сегодня делали?
– Каким было ваше настроение?
-Молодцы ребята! Сегодня на занятии вы все были очень активные, я благодарю вас.
IV. Дальнейшая разработка темы
4.1 Указывается мероприятие (экскурсия, выставка и т. д., вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т. п.) Чтение рассказов про домашних животных, чтение и заучивание стихов про щенка выполняется в детском саду