Эльза Гредасова
Развитие речи в разных видах деятельности с детьми ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Тема: Развитие речевой активности через разнообразные формы и методы деятельности с детьми ОВЗ[/b]
«Развивать речь ребёнка, не включая её
в какую-либо деятельность невозможно».
В современных условиях модернизации системы дошкольного образования работа по развитию речи детей дошкольного возраста занимает одно из центральных мест в деятельности работы дошкольного учреждения.
Публикация «Развитие речи в разных видах деятельности с детьми ОВЗ» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Состояние речи детей дошкольного возраста на современном этапе ученые характеризуют как крайне неудовлетворительно (Т. И. Гризик, О. С. Ушакова и др.) Это обусловлено рядом негативных факторов влияющих на речевую функцию:
• значительное ухудшение здоровья воспитанников; существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
• снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.
2 слайд
Воспитанники нашей группы имеют речевое недоразвитие. Для детей с ОНР характерны недифференцированность, фрагментарность, что отрицательно влияет на развитие познавательной деятельности. Наблюдаются нарушения речи системного характера. Это говорит о том, что страдают все компоненты языковой системы:
• несформированность звуковой стороны речи,
• фонематических процессов,
• лексико-грамматических средств языка,
• нарушение связной речи,
• коммуникативной функции общения.
3 слайд
Исходя из этого, были определены цель и задачи моей работы.
Цель: Сохранение и укрепление эмоционального и физического здоровья детей с ОВЗ; воспитание нравственной личности, адаптируемой в социуме, обладающей познавательными, коммуникативными речевыми навыками; формирование устной речи и навыков общения в различных видах деятельности.
Задачи:
1. Создать воспитательно-образовательное пространство для социально-психологической адаптации детей с ОВЗ, посредством развития навыков речевого общения через здоровье-сберегающие технологии.
2. Обогащать развивающую предметную среду в группе с использованием технологии Воскобовича В. В.
3. Организовать единое образовательное пространство семьи и ДОУ с целью повышения качества речевого развития детей.
4 слайд
Для решения поставленных задач мною было проведено диагностическое обследование, которое показало необходимость коррекционной работы по развитию речи во всех видах деятельности. Так, на начало года уровень речевого развития детей составил :
• Средний уровень - 39% (12 человек);
• Низкий уровень – 61% (19 человек).
Высокая доля низкого уровня речевого развития обусловлена общим недоразвитием речи, отсутствием мотивации к познавательной деятельности, низким уровнем свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение, трудности в понимании инструкций, непосещением детского сада, заболеваемостью.
5 слайд
В связи с этим очевидно, что речевое развитие необходимо осуществлять в различных видах деятельности :
• коммуникативной,
• трудовой,
• познавательно-исследовательской,
• продуктивной,
• музыкально-художественной,
• игровой,
• чтение художественной литературы.
6 слайд
Для решения речевых задач в детском саду важнейшей предпосылкой является правильно организованная РППС, в которой у детей появилось бы желание говорить, вступать в речевое общение. Развитие речи ребенка проходит нитью через всю предметно-пространственную среду группы, где непосредственно находится ребенок.
Развитие речи детей осуществляем через различные виды деятельности :
7 слайд
Развитие речи и коммуникативная деятельность
Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности.
В этом нам помогут игры, направленные на развитие навыков общения : «Кто к нам в гости пришел?», «Ласковое имя», «Мяч по кругу», «Угадай меня», «Найди себе пару», «Поздоровайся!», «Нужно делать так!», «Подари улыбку другу», «Узнай по голосу» и т. д. В нашей группе оформлены картотеки по коммуникативному и речевому развиттию
8 слайд
Трудовая деятельность
Общение в процессе труда (бытовой, в природе, ручной) помогает обогатить содержание детских представлений и речи, пополняет словарь названиями орудий и предметов труда, трудовых действий, качеств, результатов труда.
9 слайд
Познавательно-исследовательская деятельность
Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.
Самостоятельные игры в мини-лаборатории позволяют развивать коммуникативные способности детей. Благодаря данному виду деятельности, речь детей становится более содержательной, более выразительной, правильно построенной. Широкое применение опытно-экспериментальной деятельности в работе помогает подготовить детей к школе, способных к творческому решению задач, проблем, способных к смелым высказываниям, предположениям, поиску путей решения выхода из ситуации.
10 слайд
Продуктивная (художественная) деятельность
Различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, апликация) благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности.
Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами. Мы даем детям предмет в руки и предлагаем действовать с ним, при этом называем действия и признаки. В этом случае новые слова усваиваются значительно быстрее и прочно запоминаются
11 слайд
Музыкальная деятельность
Музыкальная деятельность позволяет решать различные задачи. Они важны, например, для развития эмоциональной сферы ребенка. Именно в процессе музыкальной деятельности дети начинают петь или проговаривать простые слова любимой песни. Также во время пения ведется работа по развитию речевого и певческого дыхания, развитию голоса, интонации.
Особенно большую роль в развитие речи тут играет обучение пению. Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.
12 слайд
Восприятие художественной литературы
В группе оформлен книжный уголок. Он является необходимым элементом не только предметно-развивающей среды в группе, но и эффективным средством развития речи. Сменяемость книг происходит в зависимости от лексической темы: размещаем знакомые сказки, рассказы о природе и животных, альбомы по темам (Например «Труд взрослых», «Российская армия», «Космос» и другие, иллюстрации к произведениям, портреты писателей. Оформляем тематические выставки: «Сказки о дружбе зверей», «Времена года» и другие.
Таким образом, у детей формируется умение слышать, понимать речь, обогащаться словарный запас, развиваться монологическая речь и интонационная её сторона, выразительность.
13 слайд
Игровая
Для речевого развития используем все виды игровой деятельности.
В сюжетно-ролевых играх ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.). В ней совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи.
В подвижных играх у детей развиваем умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности; умение учитывать в процессе игры настроение, эмоциональное состояние сверстников.
В театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. Театрализованная игра способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.
В процессе строительно-конструктивных игр, дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию. Дети овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая названия
геометрических тел, пространственных отношений, развивается диалогическая речь
Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является решение умственных задач. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
14 слайд
Особое место в коррекционной работе по развитию речи с детьми ОВЗ занимают здоровьесберигающие технологии:
• Артикуляционная гимнастика - это комплекс упражнений, которые помогают улучшить подвижность органов артикуляции.
• Дыхательная гимнастика. Правильное речевое дыхание обеспечивает четкую дикцию, произношение звуков, за счет нормального звукообразования, сохранение плавности речи и её выразительности.
• Пальчиковая гимнастика, занятия с шариком «Су-Джок». Упражнения с использованием «Су-Джок» обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга.
• Игры на развитие общей моторики
• Различные игры по развитию речи : «Назови ласково», «Повтори не ошибись», «Закончи слово», «Угадай слово» и т. д.
• Игры на развитие мыслительных процессов, решение логических задач, отгадывание загадок, игра «Данетка» и другие.
15 слайд
Активно используем в совместной и самостоятельной деятельности, а также в НОД, разные игровые технологии : развивающие игры В. В. Воскобовича, которые способствуют формированию устной речи. Мне, как педагогу, важно научить воспитанников самостоятельному придумыванию текстов в устной форме.
Сказки, рассказы и загадки сочиняются от:
сконструированного предмета из элементов развивающих игр В. В. Воскобовича или придуманного самими детьми.
Развивающие игры способствуют общению. Общаясь с персонажами Фиолетового леса (развивающая среда, где сосредоточены персонажи и области их проживания, отвечая на их вопросы, задавая вопросы им, ребёнок учится вести диалог. Овладев диалогом, в ответах на заданные вопросы (с просьбой рассказать, ребенок осваивает монологическую речь.
Активно включаем в работу дидактическое пособие «Коврогров Ларчик», игры : «Четырехцветный квадрат», «Игровизор», «Прозрачный квадрат» - цель познавательное развитие и развитие речи.
16 слайд
Неоспоримо важной и необходимой в своей работе по активизации речевой деятельности у детей с нарушением речи считаю технологию Ткаченко Т. А. Данная технология включает различные приемы, облегчающие запоминание и увеличивающие объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.
Работа по развитию речи с использованием мнемотехники - это эффективная работа, так как позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить. Благодаря данному виду работы у детей появляется желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории, расширяется круг знаний об окружающем мире, расширяется активный и пассивный словарный запас, появляется интерес к заучиванию стихов, дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
17 слайд
Активно используется в работе авторская программа «Театральная карусель» целью, которой является - развитие речевых и творческих способностей детей с ОВЗ, повышение речевой активности средствами театрального искусства. Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, игры – драматизации, театральные этюды, упражнения на дикцию, задания для развития речевой интонационной выразительности, игры – превращения, образные упражнения, подготовка и разыгрывание разнообразных сказок, сценок.
18 слайд
Особое значение для результативности и успешности коррекционной работы имеет поддержка родителей, их вовлечённость в образовательный процесс.
В работе с родителями мы активно используем такие формы работы как: участие в проектной деятельности, совместное проведение мероприятий обучающего характера: тренинги, мастер-классы, на которых они обучаются навыкам практического применения приемов воспитания, развития и коррекции детей с нарушениями речи.
Активное участие родителей в совместных праздниках, развлечениях, выставках, проектах способствует развитию творчества детей на основе их взаимодействия с родителями.
19 слайд
В течении года наши дети принимали участие в различны конкурсах и викторинах:
• Международные
• Всероссийские
• Областные
• Районные (Результаты представлены на слайде)
20 слайд
Результаты моей работы были отмечены:
• Благодарственными письмами
• Дипломаим
• Граматами разного уровня (Результаты на слайде)
21 слайд
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что речевое развитие детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности, обеспечивает положительную динамику формирования речевых знаний, умений и навыков; навыков речевого контроля; а также их индивидуально-психологических качеств: способность ребёнка понять инструкцию педагога; умение планировать деятельность; повышение уровня зрительного и слухового восприятия; развитие мелкой моторики и графических умений. Что подтверждают сравнительные результаты диагностики по речевому развитию.