Князева Людмила
Развитие речи в подготовительной группе по произведению «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» в обработке А. Гильфердинга
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Определение характера главного героя Ильи Муромца по его поступкам в процессе слушания, беседы и дидактической игры.
Задачи:
- учить высказывать свои предположения и делать простейшие выводы;
- приучать детей к самостоятельности суждений;
- воспитывать культуру речевого общения;
Словарная работа:
Обогатить словарь новыми словами: былина, богатырь, воевода, заколодела, замуравела, око, верста, кольчуга, стремя, тетива.
Игра на приветствие:
«Встанем мы в кружочек дружно,
Ребята посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
Публикация «Развитие речи в подготовительной группе по произведению „Илья Муромец и Соловей-Разбойник“ в обработке А, Гильфердинга» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Пусть настроение будет хорошим,
Мы все такие разные: мальчики, девочки,
С длинными или короткими волосами,
С голубыми, а может с карими глазами.
Но всегда найдется то, что нас объединяет.
А что это, мы с вами узнаем, поиграв в игру.
Выполните задание, если вы найдете это у себя.
1. Пусть постоят на правой ноге те, у кого сегодня хорошее настроение
2. Пусть присядет тот, у кого карие глаза
3. Пусть затронет кончик своего носа тот, у кого есть в одежде что-то синее.
4. Пусть улыбнется тот, кто уступает место в автобусе пожилым людям.
5. Пусть похлопает в ладоши тот, кто не обижает других.
Теперь мы ребята с вами знаем, что несмотря на то, что мы с вами все такие разные, всегда найдется то, что нас объединяет, а значит мы с вами дружные ребята!
Сюрпризный момент:
А сегодня к нам в группу пришел гость, издалека! А вот, чтобы узнать кто это, вам нужно отгадать загадку:
«Силен, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю от злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей,
И стариков, и матерей! (богатырь)».
В. :
Правильно, ребята, богатырь.
- А как зовут этого богатыря?
- А кто, помнит, как называется это произведение, с которым мы с вами познакомились?
Ответы детей: «Илья Муромец и Соловей-Разбойник».
В. :
Жанр этого произведения, называется «былина» - это русская народная песня о героических событиях и примечательных поступках, которые случались во времена правления князей в Древней Руси.
Ход работы:
«Мне очень нравится эта былина и мы снова по ней сегодня беседуем, так как она рассказывает о героизме русских богатырей, о их смелости и силе, отваге, готовых защищать русские земли и народ от вражеской силы.
- Ребята, а как думаете, кто такой богатырь? (крестьянский сын, приехавший на службу к князю Владимиру, возглавляя оборону Древней Руси).
Ответы детей.
В. :
Илья Муромец родом из села Карачарово города Мурома держал путь в Киев-град. Путь его проходил через город Чернигов. Этот город был захвачен вражеской силою, «там пехотою никто не похаживат, на добром коне тут не проезживат». «А и побил он эту силу великую». Стали звать его в Чернигов Воеводою.
- Ребята, а кто такой «воевода», как думаете?
Ответы детей: воинский начальник.
В. :
Отказался быть Илья Муромец воеводой. Спросил, как доехать ему в Киев-град. Но дорога в Киев-град «заколодела, замуравела» – значит завалена сухими деревьями, заросла травой, никто туда не ездит, никто не хаживает. Потому как живет там Соловей –Разбойник, он как свиснет «по-соловьему», он как крикнет «по – звериному», что все цветочки осыпаются, деревья приклонятся, а люди- мертвы лежат. Был и другой путь, но он был в два раза длиннее.
Наш же богатырь Илья Муромец смелый, сильный пошел той дорогою, что захватил Соловей-Разбойник, а пройти ему нужно было 500 вёрст. (верста – это русская единица измерения пути, равная 1066,8 метров)
Как думаете, ребята, сможет Илья Муромец одолеть Разбойника и дойти до Киев-града?»
Голосование:
Если «да»- мы хлопаем, если нет – мы топаем.
Сейчас мы узнаем, как было в нашей былине, прочитав отрывок из нее:
Словарная работа:
Но сначала познакомимся с незнакомыми словами «око» - так в древней Руси назвали глаза «око, очи», тетива – это веревка стягивающая концы лука, стремена – это такая подножка у седла, помогающая всаднику сесть на лошадь и удерживать равновесие.
Чтение отрывка:
«А и тут старыя казак да Илья Муромец
Да берёт-то во белы он во ручушки,
Он тетивочку шёлковеньку натягивал,
А он стрелочку калёную накладывал,
То он стрелил в того Соловья – Разбойника,
Ему выбил право око со косицею (глаз и висок).
Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному,
Он повез его по славну по чисту полю,
Прямоезжею дорожкой в стольный Киев-град
А ко славному ко князю на широкий двор.»
Ну, что ребята, удалось Илье Муромцу одолеть Соловья и пройти по этому пути до Киев-града?
Повторное голосование:
Если «да» - то хлопаем, если «нет» - то топаем!
- Ребята, давайте вспомним, кто же такой Илья Муромец? (богатырь);
- В какой город Илья Муромец держал путь? (Киев-град);
- В нашей былине встречаются и положительные и отрицательные герои. Ребята, как вы считаете кто положительный, а кто отрицательный герой? Почему?
- Подумайте, ребята, что было бы, если бы не было богатырей? (не кому бы было защищать наш русский народ);
- Как бы вы поступили на месте богатыря? (то же бы пошли этой дорогой, не побоялись);
- Какими качествами характера обладает наш главный герой богатырь Илья Муромец?
- богатыри были во времена правления князей, сейчас другие времена, а как вы считаете, в наше время встречаются «богатыри»? (Да. Это военные, солдаты, полиция, пожарные службы, врачи, которые борются за мир, жизнь и здоровье наших граждан, нашего народа. Спасают людей и животных).
«Кто храбр, да стоек – тот десятерых стоит». Что значит, ребята, эта пословица? (кто храбрый, смелый, тот всех победит)
«А подъехал как ко силушке великоей,
Он как стал-то эту силушку великою,
Стал конем топтать, да стал копьем колоть,
А и побил он эту силу всю великую»
ФИЗМИНУТКА
«Руки кверху мы подняли – сели-встали, сели-встали,
На пояс руки опустили – вправо, влево покрутили.
А теперь мы покрутились - в богатырей мы превратились!»
Дидактическая игра "Собери богатыря Илью Муромца в поход"
Постановка проблемной игровой задачи:
Богатырь собрался в поход, на защиту русских земель от вражеской силы, но забыл, что, же ему нужно взять с собой, как правильно одеться, а также на чем туда быстро добраться.
Он просит вас о помощи. Мы же поможем богатырю?
Правила игры:
1 этап - необходимо правильно подобрать картинку, для определения средства передвижения Ильи Муромца.
2 этап – исключить лишний предмет в орудии, которым пользуется Илья Муромец.
3 этап – нужно подобрать предметы одежды, соответствующие эпохе богатырей.
Рефлексия:
Ребята, что сегодня было трудным на нашем занятии и почему?
А что понравилось?
Что дома родителям расскажете, что нового вы сегодня узнали?