Гуркина Татьяна
Развитие речи у младших дошкольников посредством игры
▼ Скачать
Развитие речи у младших дошкольников посредством игры
В возрасте 3-4-х лет дети очень любознательны, активно изучают все, что их окружает. К этому времени они накопили достаточно знаний о различных предметах и явлениях, могут высказывать простые суждения о них и делать собственные умозаключения. Идет активное развитие способности к обобщению – дети начинают объединять несколько предметов, похожих по какому-либо признаку или назначению в одну группу. Совершенствуются речевые навыки – речь усложняется, становится более понятной.
Игры на формирование грамматического строя речи :
"Чего не стало"
Публикация «Развитие речи у младших дошкольников посредством игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Цель: учить детей образовывать существительные родительного падежа
единственного числа
Взрослый расставляет игрушки. Ребёнок перечисляет их, рассматривает. Затем даётся время на запоминание ребёнку. После этого предлагается закрыть ребёнку глаза. В это время взрослый убирает одну игрушку или переворачивает её дном вверх. Задаёт ребё нку вопрос: «Чего не стало?». Ребёнок открывает глаза, разглядывает и отвечает, например: «Не стало машинки» и так далее.
«Один – много»
Цель: Учить употреблять существительное единственного и множественного числа.
Оборудование: карточки с изображением предметов в единственном и множественном числе.
Ход: У детей карточки с изображением одного предмета и много предметов.
1. Изменить слова так, чтобы они обозначали много предметов. Образец: шар – шары, кубик – кубики.
2. Задача детей назвать, что на картинке. Образец: У меня один кубик и много кубиков.
Назови ласково»
Цель: Познакомить со структурой слова в процессе образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: картинки с изображением разных по размеру предметов.
Ход: Педагог объясняет детям, что они будут играть в «ласковые имена».
Хоровод водили, ласковыми были,
В кружок вызывали, имя называли.
Выйди, Леночка, в кружок!
Возьми, Леночка, флажок.
Дети называют ласково имя ребенка, передавая флажок ребенку, стоящему рядом.
Детям раздаются картинки с изображением больших и маленьких предметов. Назови предметы по образцу: стол – столик.
Игры на расширение и активизацию словарного запаса
«Кто это? Что это?»
Цель: Называть слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Оборудование: картинки с изображением предметов, животных, людей, птиц.
Ход: Педагог объясняет детям, что все предметы имеют свое название, и называет разные предметы. Вокруг нас много предметов. И о каждом из них можно спросить. Я вас буду спрашивать, а вы отвечайте одним словом: «Что это?» Показывает на картинку с изображением неодушевленного предмета или на сам предмет. Дети называют предметы. Показывает одушевленный предмет или картинку и спрашивает: «Кто это?».
«Кто что делает?»
Цель: Познакомить со словами, обозначающими действие. Учить употреблять в речи глаголы, правильно задавать к ним вопросы.
Оборудование: картинки с изображением различных действий.
Ход: Педагог показывает детям с разными сюжетами. Дети ставят к ним вопросы или называют действие.
1. Ребенку предлагается назвать, что делает на картинке человек (животное).
2. На столе разложены несколько картинок. Предлагается ребенку найти заданное действие. Найди картинку, на которой девочка прыгает. Что делает девочка?
"Скажи какой"
Цель: активизация словаря признаков. Мяч (какой) синий, резиновый, круглый; девочка на картинке (какая) веселая.
«Помоги найти маму»
Цель: учить различать и называть животных и их детенышей, домашних птиц и их птенцов. Развивать интонационную выразительность.
Оборудование: картинки, изображающие животных и их детенышей, птиц и их птенцов
Ход: Попробуйте показать, например, маму — собаку и предложите выбрать из двух вариантов — щенок и гусенок, например, чья это мама и наоборот. Постепенно добавляйте все больше и больше животных.
Употребление предлогов:
«Предлоги»
Игра учит ребенка правильно употреблять предлоги и слова. Для занятий подойдет любой предмет — игрушка, книга и т. д. Перемещайте предмет под стол, на стол, над столом и просите ребенка сказать, где находится игрушка. Подсказывайте, если малыш не справляется.
«Прятки»
Цель: упражняться в понимании и употреблении пространственных предлогов: в, на, за, под, около.
На столе расставляется кукольная мебель: стол, стул, диван, шкаф, кровать.
— В этой комнате живет девочка. Ее зовут. (ребенок дает имя, например, Света). Здесь ее комната. Назови все предметы. Как их назвать одним словом? (Мебель.) К Свете в гости пришли друзья. Это. котята, зайчата, лягушата. Стали они играть в прятки. Котята залезли под. (кровать, лягушата прыгнули на… (диван, зайчата спрятались за. (шкаф).
— Света стала искать зверят. На стуле нет, под столом нет, около дивана нет. Помоги Свете найти малышей. Где котята? Где лягушата? Куда спрятались зайчата?
Игра повторяется несколько раз. Малыши прячутся в разные места, которые называет сам ребенок.
— Давай с тобой вместе расскажем, как Света играла со своими друзьями в прятки. Однажды к Свете. (пришли друзья). Стали они. (играть в прятки). Котята залезли. (под кровать, лягушата прыгнули. (на диван, а зайчата спрятались. (за шкаф). А Света. (всех нашла).