Дегтярева Ирина Александровна
Развитие речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Язык – система словесных знаков – средство общения, а речь или речевая деятельность, - сам процесс общения. Самое важное в речевом общении – сообщить какую-то мысль собеседнику. Это первая функция языка –коммуникативная. Вторая функция языка – быть средством познания. Третья функция языка – планирующая (Быть орудием интеллектуальной деятельности, решения мыслительных задач). В речевом процессе могут проявляться эмоции, личный вкус в отборе языковых средств, поэтический слух. Это экспрессивная, эстетическая функция речи. У речи есть и другая функция – номинативная (функция называния, наименование конкретных вещей и явлений действительности).
Публикация «Развитие речи у дошкольников» размещена в разделах
Ребёнок, рождаясь застаёт «готовый» язык. Его собственная речь формируется в процессе общения, как освоение норм языка. Взрослые должны активно приобщать ребёнка к существующему в данном обществе языку, способствовать его языковому развитию. Таким образом, на воспитателей дошкольных учреждений возлагается важная роль в процессе формирования и развития речи у дошкольников. В процессе работы по развитию речи воспитатель не только формирует речевые умения ребёнка, обогащает его знания об окружающем мире и словарь, но и проводит большую воспитательную работу: развивает мышление, умственные способности, формирует нравственные качества, эстетические представления и т. д. Речь воспитателя и всех окружающих оказывает всестороннее воздействие на ребёнка. В процессе обучения речи и повседневном речевом общении ребенка подводят к осознанному отношению к своей речи, развивают на базе языкового материала лингвистические интересы и познавательную деятельность.
К. Д. Ушинский называл родной язык «удивительным педагогом». «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка, - и усваивает легко и скоро, в два-три года, столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово!»
Ребёнку нужна помощь педагога в освоении речи, ведь он часто не может выразить свои мысли и чувства в верной языковой форме. Детский сад – первое звено в системе образования. Поэтому одна из главнейших задач дошкольного образования – формирование правильной устной речи детей. Развитие речи тесно связано с развитием мышления ребёнка. Освоение языка, его грамматического строя даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.
Для того чтобы ребёнок мог легко освоить родной язык воспитатель подбирает различные методы развития и обогащения его речи. Подбирает игры и упражнения соответственно возрасту ребёнка. Учитывает индивидуальные особенности и интересы. Педагог специальными приёмами добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи. Ребёнок слышит от окружающих грамматически оформленную речь. Осмысливая услышанное, он усваивает грамматический строй, познаёт модели языка. Воспитатель знакомит детей с новыми для них грамматическими формами, закрепляет правильное употребление наиболее трудных форм, в конечном итоге вырабатывает привычку говорить грамматически правильно.
Прежде всего ребёнок должен овладеть звуковым строем языка, правильным звукопроизношением. Работа над звуковой стороной речи основывается на данных русской фонетики и орфоэпии. Ребёнок, подражая и учась, целенаправленно (под воздействием взрослых) усваивает систему ударений в словах, интонационный строй родного языка, произношение слов. Очень важно научить ребёнка и культуре поведения в процессе речевого общения. Важнейшее качество звучащей речи – её выразительность. Дошкольный возраст – благодатная пора для выработки таких речевых привычек и способностей.
Уровень связной разговорной речи зависит от состояния словаря ребёнка и от того, на сколько он овладел грамматическим строем языка. Разговорная речь как речь с собеседником предполагает также умение культурно вести себя во время беседы, быть тактичным. Овладение монологической речью очень важно для подготовки детей к школе, где этот навык будет закрепляться. Связная речь способствует формированию мышления, различных его качеств. Вся педагогическая работа по развитию речи ребёнка в детском саду подготавливает его к обучению в школе, где необходимы правильная устная речь, умение слушать других, вникать в содержание их речи, при необходимости дополнить или исправить товарища, речь становится предметом анализа детей, что представляет для них большую трудность. Для успешного обучения в школе наибольшее значение имеют следующие качества: умение слышать сказанное педагогом, умение ясно, точно, грамматически правильно выражать свои мысли.
Большинство задач по развитию речи решается во всех возрастных группах детского сада, только конкретное содержание их различно: оно зависит от возрастных возможностей детей. В процессе развития речи происходит формирование умственных качеств личности, решаются важные задачи нравственного, эстетического воспитания.
В дошкольном возрасте приоритетным методом является игра, она является не только благодатным условием для речевых проявлений детей, но и эффективным средством воздействия на качество детской речи. Каждый вид игр имеет особое значение. Ролевые игры способствуют самостоятельным высказываниям детей, активизируют определённую группу словаря. Участие в игре педагога способствует обогащению словаря детей, а также воспитанию культуры речевого общения. Строительные игры пополняют и активизируют словарь за счёт наиболее трудных для дошкольников слов : обозначений качества, величины, пространственного расположения предметов. Подвижные музыкальные игры с текстом, игры-драматизации формируют выразительность детской речи, вырабатывают правильный темп и дыхание, хорошую дикцию. В процессе многих игр дети знакомятся с художественными текстами, вскоре запоминают их и в дальнейшем используют самостоятельно. Дидактические игры применяются для закрепления знаний об окружающем мире, тренировки речевых умений и навыков. В некоторые игры с которыми знакомят детей в процессе непрерывной образовательной деятельности, они со временем начинают играть самостоятельно.
Изобразительное искусство, детские книги, праздники, театрализованная деятельность – важнейшие средства развития речи. Стимулом, влияющим на степень усвоения языка, являются в данном случае эмоции детей. Чувство радости состояние взволнованности, ожидание необычного обостряют восприятие, усиливают запоминание материала, влияют на выразительность детской речи. Созерцание предметов искусства всегда сопровождается у детей репликами, вопросами, высказываниями, желанием поделиться новыми впечатлениями со своими друзьями, родителями.
Свободная деятельность детей также является средством развития речи. Преимуществом здесь является непринуждённость, естественность обстановки, при которой многие дети более легко вступают в разговор. Во время свободной деятельности чрезвычайно обогащается словарь, формируются навыки разговорной речи. Ребёнок в непринуждённой обстановки может поделиться своими событиями, впечатлениями, своим небольшим жизненным опытом со взрослыми и своими товарищами. Даже молчаливый, застенчивый ребёнок сможет реализовать свои речевые потребности в процессе свободной деятельности со своими сверстниками.
Речь сопровождает нас всю нашу жизнь, таким образом является неотъемлемой частью нас. В процессе развития человек обогащает свою речь новыми словами, высказываниями. Развивает свои умственные возможности за счёт устной и письменной речи. Человек становится мудрее и «богаче» за счёт богатого русского языка. Именно поэтому развитие речи становится важным приоритетным направлением в развитии человека, как в дошкольном, так и в старшем возрасте. Человек на протяжении всей жизни учится и развивается.