Светлана Александровна Окунева
Развитие речи у дошкольников 4–5 лет посредством русской народной сказки (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №71 «Семицветик»
Тема выступления
«Развитие речи у дошкольников 4-5 лет посредством русской народной сказки (из опыта работы)
Работу выполнила
Воспитатель С. А. Окунева
г. Нижний Новгород
2020г.
Публикация «Развитие речи у дошкольников 4–5 лет посредством русской народной сказки (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Средняя группа
- Темочки
Формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Для развития связной речи ребенка необходимо применять специальные методы и приемы, в том числе и сказки.
Едва научившись ходить, человек знакомиться со своими первыми сказками. Малыша окружает волшебный мир сказочных вещей, овощей, животных, зверюшек – это персонажи русских народных сказок «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Два жадных медвежонка» и других удивительных героев авторских сказок.
Но, ребенок взрослеет и вместе с ним растет сказочный мир, становится все более волшебным, ярким. И вот он уже переживает за любимых сказочных героев. Вместе с Иваном-царевичем мчится на сером волке за пером жар-птицы, ищет смерть Кащея Бессмертного, побеждает Чудо-Юдо и злодейку бабу Ягу, всегда заранее зная, что все в сказке закончится хорошо. А их число не уменьшается, а наоборот пополняется новыми именами. К ребенку приходят удивительно легко запоминаясь, поэтические сказочные строки и образы А. С. Пушкина, оставаясь всегда в душе русского человека : «Там чудеса, там леший бродит, Русалка на ветвях сидит…»
Можно привести бесконечное множество примеров чудесных превращений и историй, в которых всегда добро побеждает зло. ЭТО ЧУДО И ЕСТЬ СКАЗКА. Человеку свойственно верить в чудеса и ждать их в любом возрасте. В душе мы все – «взрослые дети», поэтому вместе с классиком можем сказать : «Что за прелесть, эти сказки!». Ценность их ни с чем не сравнима и не соизмерима.
Дети черпают из сказок множество познаний : первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о предметном мире; сказки позволяют ребенку развиваться этически нравственно. В древнейших русских летописях, в устном народном творчестве, особенно в сказках, утверждается мысль о том, что самое ценное человеческое качество – добродетель и её надо прививать, ей необходимо учить, ибо причиной многих человеческих пороков является незнание, невежество.
Ю. А. Лебедев пишет, что сказка занимает особое место в жизни ребёнка. Исключительна роль сказки в развитии и становлении личности ребёнка. Сказочный мир пробуждает и развивает воображение ребёнка, помогает восприятию объектов природы на равных, наделяет детей чувствами, мышлением, желаниями.
В каждой семье есть сказки, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. Но проблема в том, что, к сожалению, сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок.
Сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, связной речи и воспитания добрых чувств.
С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой: смотреть зрелище легче и интереснее.
Решая задачи развития связной речи, нужно акцентировать внимание на развитие общих познавательных способностей детей: учить наблюдать, строить предположения, объяснять причины и следствия событий и т. д. Это возможно при использовании в воспитательном процессе фольклорного материала.
Таким образом, восприятие сказки является для ребенка особым видом деятельности, и, следовательно, сказки могут влиять на развитие связной речи.
Знакомство с русской народной сказкой в средней группе
«Кот, петух и лиса».
Программное содержание:
• познакомить детей с русской народной сказкой «Кот, петух и лиса»;
• сформировать у детей умение внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы по ее содержанию;
• продолжать развивать у детей эмоциональное восприятие текста;
• продолжать развивать умение отгадывать загадки;
• способствовать формирование дружеских взаимоотношений и взаимовыручки.
Задачи по интегрируемым областям:
Социально-коммуникативное развитие
1. Побуждать включаться в игровой образ.
2. Формировать навыки сотрудничества, способствовать формированию чувства дружбы и коллективизма.
Речевое развитие
1. Формировать диалогическую речь.
2. Продолжать развивать артикуляционные аппараты, работать над дикцией, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи.
3. Воспитывать культуру речи, обогащать и расширять словарный запас детей.
Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие
Продолжать работу по формированию интереса к русским народным сказкам, к русскому фольклору, способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения.
Физическое развитие
Совершенствовать навыки общей и мелкой моторики, используя разные материалы.
Развивающая среда :
Иллюстрации, записи звуков леса, природы, разрезные картинки, картинки – раскраски, цветные карандаши, восковые мелки.
Предварительная работа :
• рассказывание русских народных сказок;
• рассматривание сказочных иллюстраций. Рассматривание книг в книжном уголке.
• предложить родителям почитать детям знакомые сказки;
• отгадывание загадок о животных.
• рисование любимых героев из сказок
Словарная работа :
Кот, котик, коток-серый лобок, кот - Котофеич; петух, петушок, Петенька, петушок-золотой гребешок; лиса, лисичка, лисонька, Лиса-Патрикеевна, плутовка, лисичка-сестричка, гусли. Смелый, добрый, глупый, хитрая.
Ход занятия:
I часть – вводная.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришел сегодня гости. Подойдите к гостям, поздоровайтесь, познакомьтесь. А сейчас за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.
- Ребята, я хотела сегодня отправиться вместе с вами в путешествие. Но сначала я хочу спросить у вас, а вы любите сказки?
Ответы детей.
- Сейчас я это проверю. Я буду вам читать отрывок из сказок, а вы будете мне отвечать, из какой сказки я это прочитала. Согласны?
Отрывки из сказок :
1.«Посадил дед… Выросла она большая пребольшая…» («Репка»)
2.«… Сел медведь на крышу, да и раздавил его, Еле успели все звери из него выскочить…» («Теремок»)
3.«… Вдруг навстречу ему лиса «Здравствуй, дружок! Какой ты хорошенький» А он ей сразу песенку петь…» («Колобок»)
4.«… Подслушал это волк, выждал, когда коза ушла, подошел к избушке и запел тонким голосом…» («Волк и козлята»)
5.«… Лечит маленьких детей. Лечит птичек и зверей. Сквозь очки свои глядит. Добрый доктор…. («Айболит»)
6.«… Побежала сестрица дальше. Видит яблонька стоит. «Яблонька, скажи, куда гуси полетели?» («Гуси – лебеди»)
II часть – основная:
- Молодцы, ребята, много вы знаете сказок. Давайте отправимся в путешествие к героям одной сказки. Чтобы нам встретиться с ними, нужно будет пройти по лесной тропинке, через ручей, и по кочкам через болото! (звучат звуки леса, пение птиц, дети проходят по тропинке, перепрыгивают через ленту, прыгают из обруча в обруч на 2-х ногах и останавливаются около избушки).
- Ребята, мы с вами вышли на лесную поляну к избушке. Давайте постучим в окошко, и узнаем, кто же в домике живет.
Звучит музыка «Приходи сказка». Под музыку выходит сказочница Марья.
Сказочница Марья : - Здравствуйте, ребята! Зовут меня – сказочница Марья. Я рада, что вы пришли ко мне в гости в сказочное царство. Моя избушка сказочная, посмотрите на ней иллюстрации к сказкам, загадки, если справитесь с заданиями правильно, вас в избушке ждет сюрприз.
Дети садятся на стульчики.
- Первое задание. Ребята, попробуйте отгадать загадки!
Загадывание загадок:
Шубка полосатая, мордочка усатая
Часто умывается, а с водой не знается. (Кот)
Он носом в землю постучит,
Взмахнёт крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный (Петух)
Рыжая головка, хитрая плутовка.
Хвост пушистый – краса,
Кто же это… (Лиса)
- Какие вы ребята молодцы, отгадали все загадки. Все эти животные герои одной интересной русской народной сказки, которую я вам сейчас расскажу, а называется это сказка «Кот, петух и лиса».
В сказке нас ждут чудеса.
Сказка, сказка, прибаутка,
Рассказать ее не шутка,
Чтобы сказочка сначала
Словно реченька журчала.
Чтоб к концу ни стар, ни мал
От нее не задремал.
Жили-были.
Чтение детям сказки, с использованием иллюстраций.
После чтения проводится беседа по сказке.
Сказочница : - А вот вопросы, на которые нужно отвечать правильно, полным предложением
- Как называется сказка?
- Назовите героев этой сказки?
- Куда рано утром уходил кот?
- Что наказывал петушку котик, когда уходил на охоту?
- Как лиса выманивала петушка?
- Что она ему говорила?
- Каким голоском?
(интонирование детьми голоса лисы)
- Что кричал петушок котику, когда его схватила лиса
- Каким голосом? (Громким).
(интонирование детьми голоса петушка)
- Почему? (Он боялся лису).
- Как кот помог петушку?
- Как заканчивается сказка?
Сказочница. – Молодцы, ребята, очень внимательно слушали сказку, ответили на все вопросы. В следующий раз вы мне сами расскажите и покажите эту сказку.
Воспитатель. – Сказочница Мария, мы с ребятами хотим показать одну игру.
Сказочница. – Я с большим удовольствием посмотрю на вас.
Физкультурная минутка:
Утром лисонька проснулась
Лапкой правой потянулась
Лапкой левой потянулась
Солнцу нежно улыбнулась
В кулачок все пальцы сжала,
А потом их все разжала.
Вытираться лапкой стала
Ручки, ножки и бока
Вот какая красота!
Воспитатель. - Ребята, котик и петушок принесли вам подарки, весёлые картинки
- А лиса плутовка махнула своим хвостом и все перемешала их.
- У меня остались картинки, надо собрать по образцу и отгадать, кто же изображен на них.
Дидактическая игра: «Собери по образцу картинку»
Сказочница. - Вы, ребята большие молодцы, справились с задания, за это я вам дарю ларец с подарками, когда вернетесь в детский сад, Оксана Александровна раздаст вам подарки. А теперь мне пора с вами прощаться, меня ждут ребята в другом детском саду. До свидания, ребята.
Воспитатель. - А теперь мы вернемся из сказки обратно в нашу группу, а собой возьмем игру с разрезными картинками, чтобы в группе еще раз в нее поиграть!
III часть – заключительная:
- Ребята, скажите мне, где мы с вами сегодня побывали?
- С какой, русской народной сказкой вы сегодня познакомились?
- А чему вас учит эта сказка?
- Что небезопасно уходить из дома с незнакомыми, чужими людьми. А ещё учит нас дружить, как кот и петух.
- А что больше всего понравилось?
- Что вам запомнилось?
Воспитатель. – Молодцы, ребята, все старались отвечать на вопросы. (отметить успехи детей каждого индивидуально).
Воспитатель. – А сейчас я открою ларец, который подарила нам сказочница. (открывает ларец, посмотрите здесь лежат сладости (вручает детям сладости). А еще нам подарили картинки - раскраски, карандаши, чтобы мы с вами их красиво раскрасили. Дети выбирают себе картинки, карандаши, восковые мелки, и раскрашивают.