МААМ-картинки

Развитие речи у дошкольников 4–5 лет посредством русской народной сказки (из опыта работы)

Светлана Александровна Окунева
Развитие речи у дошкольников 4–5 лет посредством русской народной сказки (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №71 «Семицветик»

Тема выступления

«Развитие речи у дошкольников 4-5 лет посредством русской народной сказки (из опыта работы)

Работу выполнила

Воспитатель С. А. Окунева

г. Нижний Новгород

2020г.

Публикация «Развитие речи у дошкольников 4–5 лет посредством русской народной сказки (из опыта работы)» размещена в разделах

Формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Для развития связной речи ребенка необходимо применять специальные методы и приемы, в том числе и сказки.

Едва научившись ходить, человек знакомиться со своими первыми сказками. Малыша окружает волшебный мир сказочных вещей, овощей, животных, зверюшек – это персонажи русских народных сказок «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Два жадных медвежонка» и других удивительных героев авторских сказок.

Но, ребенок взрослеет и вместе с ним растет сказочный мир, становится все более волшебным, ярким. И вот он уже переживает за любимых сказочных героев. Вместе с Иваном-царевичем мчится на сером волке за пером жар-птицы, ищет смерть Кащея Бессмертного, побеждает Чудо-Юдо и злодейку бабу Ягу, всегда заранее зная, что все в сказке закончится хорошо. А их число не уменьшается, а наоборот пополняется новыми именами. К ребенку приходят удивительно легко запоминаясь, поэтические сказочные строки и образы А. С. Пушкина, оставаясь всегда в душе русского человека : «Там чудеса, там леший бродит, Русалка на ветвях сидит…»

Можно привести бесконечное множество примеров чудесных превращений и историй, в которых всегда добро побеждает зло. ЭТО ЧУДО И ЕСТЬ СКАЗКА. Человеку свойственно верить в чудеса и ждать их в любом возрасте. В душе мы все – «взрослые дети», поэтому вместе с классиком можем сказать : «Что за прелесть, эти сказки. Ценность их ни с чем не сравнима и не соизмерима.

Дети черпают из сказок множество познаний : первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о предметном мире; сказки позволяют ребенку развиваться этически нравственно. В древнейших русских летописях, в устном народном творчестве, особенно в сказках, утверждается мысль о том, что самое ценное человеческое качество – добродетель и её надо прививать, ей необходимо учить, ибо причиной многих человеческих пороков является незнание, невежество.

Ю. А. Лебедев пишет, что сказка занимает особое место в жизни ребёнка. Исключительна роль сказки в развитии и становлении личности ребёнка. Сказочный мир пробуждает и развивает воображение ребёнка, помогает восприятию объектов природы на равных, наделяет детей чувствами, мышлением, желаниями.

В каждой семье есть сказки, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. Но проблема в том, что, к сожалению, сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок.

Сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, связной речи и воспитания добрых чувств.

С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой: смотреть зрелище легче и интереснее.

Решая задачи развития связной речи, нужно акцентировать внимание на развитие общих познавательных способностей детей: учить наблюдать, строить предположения, объяснять причины и следствия событий и т. д. Это возможно при использовании в воспитательном процессе фольклорного материала.

Таким образом, восприятие сказки является для ребенка особым видом деятельности, и, следовательно, сказки могут влиять на развитие связной речи.

Знакомство с русской народной сказкой в средней группе

«Кот, петух и лиса».

Программное содержание:

• познакомить детей с русской народной сказкой «Кот, петух и лиса»;

• сформировать у детей умение внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы по ее содержанию;

• продолжать развивать у детей эмоциональное восприятие текста;

• продолжать развивать умение отгадывать загадки;

• способствовать формирование дружеских взаимоотношений и взаимовыручки.

Задачи по интегрируемым областям:

Социально-коммуникативное развитие

1. Побуждать включаться в игровой образ.

2. Формировать навыки сотрудничества, способствовать формированию чувства дружбы и коллективизма.

Речевое развитие

1. Формировать диалогическую речь.

2. Продолжать развивать артикуляционные аппараты, работать над дикцией, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи.

3. Воспитывать культуру речи, обогащать и расширять словарный запас детей.

Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие

Продолжать работу по формированию интереса к русским народным сказкам, к русскому фольклору, способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения.

Физическое развитие

Совершенствовать навыки общей и мелкой моторики, используя разные материалы.

Развивающая среда :

Иллюстрации, записи звуков леса, природы, разрезные картинки, картинки – раскраски, цветные карандаши, восковые мелки.

Предварительная работа :

рассказывание русских народных сказок;

• рассматривание сказочных иллюстраций. Рассматривание книг в книжном уголке.

• предложить родителям почитать детям знакомые сказки;

• отгадывание загадок о животных.

• рисование любимых героев из сказок

Словарная работа :

Кот, котик, коток-серый лобок, кот - Котофеич; петух, петушок, Петенька, петушок-золотой гребешок; лиса, лисичка, лисонька, Лиса-Патрикеевна, плутовка, лисичка-сестричка, гусли. Смелый, добрый, глупый, хитрая.

Ход занятия:

I часть – вводная.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришел сегодня гости. Подойдите к гостям, поздоровайтесь, познакомьтесь. А сейчас за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.

- Ребята, я хотела сегодня отправиться вместе с вами в путешествие. Но сначала я хочу спросить у вас, а вы любите сказки?

Ответы детей.

- Сейчас я это проверю. Я буду вам читать отрывок из сказок, а вы будете мне отвечать, из какой сказки я это прочитала. Согласны?

Отрывки из сказок :

1.«Посадил дед… Выросла она большая пребольшая…» («Репка»)

2.«… Сел медведь на крышу, да и раздавил его, Еле успели все звери из него выскочить…» («Теремок»)

3.«… Вдруг навстречу ему лиса «Здравствуй, дружок! Какой ты хорошенький» А он ей сразу песенку петь…» («Колобок»)

4.«… Подслушал это волк, выждал, когда коза ушла, подошел к избушке и запел тонким голосом…» («Волк и козлята»)

5.«… Лечит маленьких детей. Лечит птичек и зверей. Сквозь очки свои глядит. Добрый доктор…. («Айболит»)

6.«… Побежала сестрица дальше. Видит яблонька стоит. «Яблонька, скажи, куда гуси полетели?» («Гуси – лебеди»)

II часть – основная:

- Молодцы, ребята, много вы знаете сказок. Давайте отправимся в путешествие к героям одной сказки. Чтобы нам встретиться с ними, нужно будет пройти по лесной тропинке, через ручей, и по кочкам через болото! (звучат звуки леса, пение птиц, дети проходят по тропинке, перепрыгивают через ленту, прыгают из обруча в обруч на 2-х ногах и останавливаются около избушки).

- Ребята, мы с вами вышли на лесную поляну к избушке. Давайте постучим в окошко, и узнаем, кто же в домике живет.

Звучит музыка «Приходи сказка». Под музыку выходит сказочница Марья.

Сказочница Марья : - Здравствуйте, ребята! Зовут меня – сказочница Марья. Я рада, что вы пришли ко мне в гости в сказочное царство. Моя избушка сказочная, посмотрите на ней иллюстрации к сказкам, загадки, если справитесь с заданиями правильно, вас в избушке ждет сюрприз.

Дети садятся на стульчики.

- Первое задание. Ребята, попробуйте отгадать загадки!

Загадывание загадок:

Шубка полосатая, мордочка усатая

Часто умывается, а с водой не знается. (Кот)

Он носом в землю постучит,

Взмахнёт крылом и закричит.

Кричит он даже сонный,

Крикун неугомонный (Петух)

Рыжая головка, хитрая плутовка.

Хвост пушистый – краса,

Кто же это… (Лиса)

- Какие вы ребята молодцы, отгадали все загадки. Все эти животные герои одной интересной русской народной сказки, которую я вам сейчас расскажу, а называется это сказка «Кот, петух и лиса».

В сказке нас ждут чудеса.

Сказка, сказка, прибаутка,

Рассказать ее не шутка,

Чтобы сказочка сначала

Словно реченька журчала.

Чтоб к концу ни стар, ни мал

От нее не задремал.

Жили-были.

Чтение детям сказки, с использованием иллюстраций.

После чтения проводится беседа по сказке.

Сказочница : - А вот вопросы, на которые нужно отвечать правильно, полным предложением

- Как называется сказка?

- Назовите героев этой сказки?

- Куда рано утром уходил кот?

- Что наказывал петушку котик, когда уходил на охоту?

- Как лиса выманивала петушка?

- Что она ему говорила?

- Каким голоском?

(интонирование детьми голоса лисы)

- Что кричал петушок котику, когда его схватила лиса

- Каким голосом? (Громким).

(интонирование детьми голоса петушка)

- Почему? (Он боялся лису).

- Как кот помог петушку?

- Как заканчивается сказка?

Сказочница. – Молодцы, ребята, очень внимательно слушали сказку, ответили на все вопросы. В следующий раз вы мне сами расскажите и покажите эту сказку.

Воспитатель. – Сказочница Мария, мы с ребятами хотим показать одну игру.

Сказочница. – Я с большим удовольствием посмотрю на вас.

Физкультурная минутка:

Утром лисонька проснулась

Лапкой правой потянулась

Лапкой левой потянулась

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

А потом их все разжала.

Вытираться лапкой стала

Ручки, ножки и бока

Вот какая красота!

Воспитатель. - Ребята, котик и петушок принесли вам подарки, весёлые картинки

- А лиса плутовка махнула своим хвостом и все перемешала их.

- У меня остались картинки, надо собрать по образцу и отгадать, кто же изображен на них.

Дидактическая игра: «Собери по образцу картинку»

Сказочница. - Вы, ребята большие молодцы, справились с задания, за это я вам дарю ларец с подарками, когда вернетесь в детский сад, Оксана Александровна раздаст вам подарки. А теперь мне пора с вами прощаться, меня ждут ребята в другом детском саду. До свидания, ребята.

Воспитатель. - А теперь мы вернемся из сказки обратно в нашу группу, а собой возьмем игру с разрезными картинками, чтобы в группе еще раз в нее поиграть!

III часть – заключительная:

- Ребята, скажите мне, где мы с вами сегодня побывали?

- С какой, русской народной сказкой вы сегодня познакомились?

- А чему вас учит эта сказка?

- Что небезопасно уходить из дома с незнакомыми, чужими людьми. А ещё учит нас дружить, как кот и петух.

- А что больше всего понравилось?

- Что вам запомнилось?

Воспитатель. – Молодцы, ребята, все старались отвечать на вопросы. (отметить успехи детей каждого индивидуально).

Воспитатель. – А сейчас я открою ларец, который подарила нам сказочница. (открывает ларец, посмотрите здесь лежат сладости (вручает детям сладости). А еще нам подарили картинки - раскраски, карандаши, чтобы мы с вами их красиво раскрасили. Дети выбирают себе картинки, карандаши, восковые мелки, и раскрашивают.

Публикации по теме:

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Конспект НОД по развитию речи. Пересказ русской народной сказки «Лиса и Козёл» (подготовительная группа)Конспект НОД по развитию речи. Пересказ русской народной сказки «Лиса и Козёл» (подготовительная группа) КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «ЛИСА И КОЗЕЛ» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕЦель: продолжать учить детей пересказывать сказку.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко»Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» Конспект НОД в средней группе по развитию речи. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». Интегрированное занятие с.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль» Цель: Развивать диалогическую и.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

Продуктивная деятельность посредством русской народной сказки «Репка» (вторая младшая группа)Продуктивная деятельность посредством русской народной сказки «Репка» (вторая младшая группа) Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №265" Барнаул Что мне нравится в русских народных сказках,.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы)Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы) В рамках культурологической парадигмы современного дошкольного образования, обусловленного "культурным поворотом" - диалогом общества и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи у дошкольников 4–5 лет посредством русской народной сказки (из опыта работы)
Опубликовано: 22 сентября 2021 в 14:39
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи у дошкольников 4–5 лет посредством русской народной сказки (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Александровна Окунева (УИ 387855) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД