Ольга Глинина
Развитие творческих способностей дошкольника через исследовательскую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение на тему:
«Развитие творческих способностей дошкольника через
исследовательскую деятельность»
(Базовая площадка №1 от 22.11.2016г. «Познавательное развитие»)
Из опыта работы.
«Именно творческая деятельность человека делает его
существом, обращенным к будущему, созидающим
его и видоизменяющим свое настоящее».
Лев Семенович Выготский
Публикация «Развитие творческих способностей дошкольника через исследовательскую деятельность» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развитие личности главная цель исследовательского обучения – формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере культуры.
Реализация принципов формирования творческих способностей дошкольников отражается в типе обучения детей, которые приобретают исследовательский характер.
Стратегия исследовательского обучения ориентирована на:
- осознание общей проблемной ситуации, ее анализа;
- формулировка конкретной проблемы и решения этой проблемы;
- проверка правильности решения проблемы.
Суть проблемного обучения заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности взрослого и ребенка.
Схема технологии исследовательского обучения состоит из нескольких блоков.
В результате решения исследовательских задач у ребенка возникает потребность применять новые оригинальные способы действий и добиваться ранее неизвестного ему результата.
Результативность технологии исследовательского обучения проявляется в следующих интеллектуальных умениях:
- видеть проблему;
- выдвигать гипотезу;
- классифицировать;
- проводить эксперимент (в том числе в продуктивных видах деятельности : рисунки, поделки и т. д.);
- формулировать выводы и умозаключения.
Известно, что рисование – одно и самых любимых детских занятий.
Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детские годы.
Еще Аристотель отмечал: занятия рисованием способствует разнообразному развитию ребенка.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
На первом этапе обучения в процессе художественного творчества дети учатся не бояться, а это немало важный фактор. Учить таких детей нужно начиная с простейших предметов постепенно по мере приобретения навыков и опыта.
Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание.
Нетрадиционное рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами сверстников.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка :
• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия.
• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия.
• Внимания и усидчивости.
• Развитию изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
• Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Существует много видов техники нетрадиционного рисования. Это такие виды как монотипия, акватипия, диатипия, рисование с помощью ладошки, кляксография и многие другие. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
- Способствует снятию детских страхов.
- Развивает уверенность в своих силах.
- Развивает пространственное мышление.
- Учит детей свободно выражать свой замысел.
- Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
- Учит детей работать с разнообразным материалом.
- Развивает чувство композиции, ритма, колорита, чувство фактурности и объёмности.
- Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
- Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Рисование нетрадиционными способами - увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Каждая из этих видов техники - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Мне хочется поближе остановиться на одном из видов нетрадиционной техники - Кляксография – это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы.
Дети с удовольствием занимаются техникой рисования кляксография.
В ее основе лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получаются спонтанные изображения, затем дорисовываются детали.
Герой рисунка – клякса!
Эта техника заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т. к. развивают мышление и воображение. После беседы, не принуждая ребенка, а показывая как, перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет. Детям очень нравиться рисовать именно в этой технике, особенно раздувать кляксу трубочкой.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования дало колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.
А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности – уверенной в себе и в своих способностях, которые приобретаются в ходе исследовательской деятельности.
Разрешите свое выступление закончить словами Эдуарда Успенского
Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне!
Успехов в развитии творческих способностей у ваших воспитанников!
Спасибо за внимание!