Силина Наталья
Развитие речи у детей с РАС посредством использования игровых технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Для детей с РАС типичны слабые или отклоняющиеся от нормальных проявления социального взаимодействия: неспособность играть со сверстниками, активное избегание социальных контактов, кроме этого невозможность инициировать и поддерживать взаимодействия. Сейчас объект развития коммуникативных способностей должным образом пока не изучен, хотя достаточно богатый опыт методической организации коммуникативно-ориентированного обучения уже существовал ранее.
Публикация «Развитие речи у детей с РАС посредством использования игровых технологий» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Часто влияние педагогической деятельности на формирование коммуникативных навыков оказывается за пределами внимания специалистов, но стоит отметить, что от уровня развития коммуникации зависит уровень развития игры – основного вида деятельности детей дошкольного возраста. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. Ребенок в игре учится познавать правила общения и взаимодействия с людьми, развивает свои познавательные и умственные способности. Недостаточное количество и распространенность методик коррекционного воздействия, направленных на коррекцию коммуникативной сферы, позволили определить актуальность данной проблемы.
Одним из главных условий нормального психического развития детей является своевременное развитие навыков общения. Это общение становится самым необходимым и востребованным навыком для любого человека. Жизнь невозможно представить без контакта с социумом, в отсутствие к разговоров, бесед и дискуссий. Согласно данным многих исследователей, таких как В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Ю. Фриз, коммуникативные способности детей с РАС характеризуются выраженной искаженностью коммуникативных потребностей, либо их недостаточной сформированностью. Часто дети с РАС нередко не понимают свою потребность в общении и взаимодействии с социумом. Для того,чтобы восполнить эту потребность у таких детей, существует игровая терапия, которая реализуется с помощью всевозможных методик.
Наиболее эффективно использование игровой терапии с детьми с РАС до шести лет. С целью получения положительного результата необходимо занятия проводят каждый день, для того чтобы это стало базовым принципом общения и взаимодействия с ребенком. Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Игровую терапию применяют во всем мире как метод коррекции поведения у детей с РАС. Дети с РАС сами организуют свою игру и не любят, когда в нее вмешиваются. По этой причине родителям важно не только стать партнерами в игре со своим ребенком, но и включать свои составляющие в этот процесс, а затем и внедрять новые игровые сценарии.
Одной из индивидуальных методик игровой терапии является «SonRise». Данный метод был разработан супругами Барри и Самарией Кауфман в процессе поиска результативных путей взаимодействия со своим сыном. Главная концепция данной методики – опора на личную мотивацию аутичного ребенка. Основные старания направлены на постепенное насыщение внешними стимулами существования малыша с РАС. Родители присоединяются к стереотипному поведению своего ребенка, и именно так устанавливается контакт и взаимодействие между ними. Так создается безопасная среда для ребенка с РАС, и только после этого родители могут вводить свои правила. Взрослый расширяет границы осознания, понимания малыша. Именно при помощи подобного вмешательства расширяется понимание ребенком с РАС мира людей и предметов.
Еще один метод игровой терапии – «Мифне» был разработан в Израиле в центре «Мифне» в Рош-Пина. Эта терапия основывается на том, что дети с РАС могут поддерживать, воспринимать и усваивать взаимоотношения только лишь в том случае, когда окружающая среда является безопасной для них. У некоторых детей после прохождения Мифне снимают диагноз аутизм. В этом методе игровое вмешательство начинается еще в раннем возрасте. Между ребенком и родителями устанавливаются доверительные отношения, они обмениваются игрой, предметами.
Суть метода в том, что специалист старается мобилизовать ребенка с РАС без каких-либо требований и условий, устанавливая тем самым доверительный контакт, отвечая на проявления малыша. У ребенка с РАС постепенно в ответах на вопросы взрослого появляется уверенность и храбрость.
Метод «Floortime» (время, проведенное на полу) разработал американский детский психиатр Стенли Гринспен. Он полагает, что ребенок с РАС застревает на одной из шести стадий развития : эмоциональное мышление, интерес к окружающему миру, двусторонняя коммуникация, эмоциональные идеи, привязанность, осознание себя. Главная цель «Floortime» – помочь ребенку с РАС пройти все эти стадии. Взрослые подхватывают заинтересованность детей, стереотипную деятельность. Например, если ребенок начинает тереть стекло, для того чтобы оно скрежетало, родители делают то же самое. Как итог, ребенок с РАС просто вынужден концентрировать свое внимание на взрослом. Это является одной из главных целей построения двусторонней коммуникации между родителями и детьми. Специалист не предлагает новые идеи в игре, а формирует идеи ребенка, ставит вопросы так, как будто не знает и не понимает, что происходит. Таким образом, у ребенка с РАС развивается способность уточнять, объяснять, анализировать, когда малыш прерывает общение, специалист может вмешаться и предложить новые интересные идеи. В том случае, если ребенок с РАС вводит в игру агрессивные мотивы, взрослый не должен его останавливать. В результате ребенок начинает проявлять себя, не опасается собственных эмоций и впечатлений, а специалист помогает обыграть данные действия и таким способом управляет малышом.
Еще один метод игровой терапии являются групповые занятия. В таких занятиях принимают участия дети, которые в ходе прохождения индивидуальной терапии научились принимать родителей в свою игру. Именно на основе этого формируется принятие других детей на групповых занятиях. На занятиях применяются игры: ритмичные, сенсорные, сюжетно-ролевые, динамичные игры, где дети танцуют в парах под музыку, бегают, веселятся. Дети вступают в телесный контакт, взаимодействуют. Игра оказывает существенное влияние на становление личности ребенка. Именно через игровую деятельность дети знакомятся с поведением и взаимоотношениями взрослых, которые становятся образцом для поведения малыша. Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что специально организованный процесс формирования навыков общения у детей с РАС – обязателен, без него невозможна адекватная социализация ребенка в семье и в обществе. В процессе развития коммуникации ребенку с РАС, кроме работы специалиста, необходима помощь и огромная поддержка со стороны его ближайшего окружения.
Список использованных источников :
1. А. С. Васина, Л. А. Тишина. Развитие коммуникации у детей с РАС средствами игровой терапии// Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции, 14–16 декабря 2016 г., Москва / Под общ. ред. А. В. Хаустова. М. : ФГБОУ ВО МГППУ, 2016.
2. Никольская О. С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. — 1995. — № 1.
3. Стенли Гриспен,Серена Уидер На ты с аутизмом. Использование методики Floortime для развития отношений,общения и мышления. Перевод Л. А. Ильин-Томич, М: Теревинф, 2013.- 600 с.
4. Победить аутизм. Метод семьи Кауфман / сост. Н. Л. Холмогорова. - М. : Центр лечебной педагогики, 2005. - 96 с.