Илюза Бяшарова
Развитие речи у детей раннего возраста
Название статьи
Развитие речи у детей раннего возраста
Авторы статьи
Бяшарова Илюза Шамилевна
Максимова Елена Николаевна
Кузина Татьяна Александровна
Бычкова Татьяна Александровна
В возрасте 1-3 года, ребенок переживает очень важный этап своего развития – освоение родного языка. Именно в этом возрасте происходит формирование речи. Взрослые, родители и воспитатели, должны оказать помощь малышу в этот непростой для ребенка период. Очень важно правильно общение и систематические занятия по развитию речи. Это поможет ребенку не просто заговорить, но и компенсировать возможные нарушения, например, отставание в речевом развитии.
Публикация «Развитие речи у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Чтобы речь ребенка развивалась, нужно создать для этого благоприятные условия. Самое главное — как можно больше говорить с ребенком, ведь в основе речи лежит подражание — повторение за взрослым слов и фраз. Речь должна постоянно окружать малыша, он должен "купаться" в речи. Для этого взрослый комментирует все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события жизни малыша.
Речевое развитие детей планирую во всех видах деятельности ребенка. Начиная с утреннего приема детей в приемной, Обращаю внимание на приветствие, обращенное к взрослым и сверстникам. В течение всего дня режимные моменты сопровождаются речью (подготовка к приему пищи, сбор на прогулку, подготовка ко сну, пробуждение и т. д.). При формировании навыков самообслуживания использовать малые формы фольклора, литературные произведения, а так же сочинять стишки, песенки. Например, ознакомление с правилами поведения за столом. Это помогает малышам не только усвоить посильные самостоятельные действия. Запоминая, повторяя и проговаривая, - обогащается словарный запас ребенка новыми словами, оборотами, выражениями, развивается память, воображение и совершенствуется разговорная речь.
Очень важно проговаривать действия с ребенком. Например, умывание: "Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку — вот так. А сейчас давай умоем лицо. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с рук — вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал".
В развитии речи малыша можно выделить два основных направления — развитие понимания речи и развитие собственной активной речи ребенка. Кроме этого, надо уделить достаточно внимания и таким дополнительным направлениям работы, как развитие дыхания и слуха, подражания и мелкой моторики. Для развития дыхания и слуха должны быть необходимые атрибуты: султанчики, бумажные бабочки, снежинки, мыльные пузыри, бамбуковые палочки, колокольчики. Особое внимание важно уделить развитию мелкой моторики, для этого используется мозаика разного вида, различные шнуровки. Одной из интересных методик являются игры с крупой, бусами, сушеными ягодами, орехами. Большим успехом у малышей пользуются занятия с водой и песком, которые помимо функций развития мелкой моторики, развивают речь, память, мышление, внимание.
Развивая активную речь ребенка, прежде всего стимулируем его речевое подражание. Речевое подражание — воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз. Речевое подражание маленького ребенка вначале похоже на эхо: взрослый говорит — ребенок тут же повторяет. Со временем появляется возможность отстроченного во времени повторения. Чтобы подражание ребенком речи взрослого было осмысленным, речь должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка. По данным физиологов, подражание у человека — это безусловный рефлекс, то есть врожденное умение. Малыш, не осознавая того, перенимает речь, которую слышит из уст окружающих.
Развивать речевое подражание лучше в интересных играх. Например, бегаем по комнате с расставленными в стороны руками — мы "самолеты", летим и гудим "У-у-у!"; или ходим по комнате и "крутим руль" - мы "машины", едем и сигналим "Би-би!"; изображаем игру на дудочке — "Ду-ду-ду!"; или укладываем куклу спать и поем ей песенку "Баю-бай!".
Особенно эффективным для развития речи является прием договаривания слов в знакомых потешках и стихах. Для этого мы делаем паузы, предлагая ребенку договорить последнее слово в стихотворной строке или целую строку. Например:
- Гуси, гуси?
(- Га-га-га)
- Есть хотите?
(- Да,да,да)
Работу по развитию активной речи лучше проводить с использованием наглядности — предметов, игрушек и картинок.