Ольга Мищенко
Конспект занятия по развитию речи на тему «Лес. Грибы»
Программные задачи: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса – грибах. Учить детей различать съедобные и несъедобные грибы по их характерным признакам. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: игрушка зайчик, силуэт гриба, иллюстрации с грибами, звездочки зеленые и красные, плоскостные грибы, карточки с грибами и загадками.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи на тему „Лес, Грибы“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, картинок о грибах, рассказы воспитателя, детей из личного опыта, беседы на тему «Съедобные и несъедобные грибы», «Что нам осень принесла».
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, посмотрите, гость к нам пришел. Знакомьтесь – это зайка Кузя
– Ой, а что это такое с ним произошло, посмотрите-ка? (Зайчик плачет, у него слезки катятся).
– Сейчас я у него спрошу. Почему ты плачешь Кузя?
– Знаете, что он мне сказал? Он увидел нашу красивую грибную полянку и тоже хочет грибов и даже собирается пойти за грибами, но вот беда, где их искать он не знает. Что же теперь делать? Давайте ему поможем и расскажем о грибах, согласны?
– Скажите, пожалуйста, а где растут грибы? (в лесу) Да, действительно, грибы растут в лесу, на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на старых пнях. У всех грибов есть шляпка и ножка (показывает силуэт гриба)
– Какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные, ядовитые)
– Какие грибы называют съедобными? (те, которые можно кушать: варить, жарить, солить)
– Какие грибы называют несъедобными? (ядовитые, поганки, те которые кушать нельзя). Давайте посмотрим на картинки и назовем грибы (на доске иллюстрации с картинками грибов : белый гриб, лисички, подосиновик, подберезовик, опята, ложные опята, мухомор, бледная поганка)
– Дети, что это за гриб? (это подберезовик, он съедобный)
– А это что за гриб? (это мухомор, он несъедобный) и т. д.
Молодцы! Все грибы знаете! Ты, Кузя, внимательно нас слушай и запоминай.
Давайте теперь те грибы, которые съедобные отметим зеленой звездочкой, а те грибы, которые несъедобные отметим красной звездочкой, так как красный цвет – это сигнал опасности, чтобы было видно сразу, где нас поджидает опасность.
(дети по очереди подходят к доске и прикрепляют звездочки на картинки)
– Дети, а какой гриб самый ядовитый? (бледная поганка)
– Его можно брать в руки? (нет)
– А можно ли мухоморы топтать, пинать, мять? (нет)
– Почему? Кому они нужны? (лесным жителям, они ими лечатся)
– Молодцы! Сейчас я вас приглашаю на полянку. Давайте немножко разомнемся и поиграем. (Дети выходят в круг, проводится игра «Мы идем в осенний лес»)
Игра малой подвижности «Мы идем в осенний лес»
Мы идем в осенний лес. (Дети идут по кругу)
А в лесу полно чудес!
Дождь вчера в лесу прошел – (Встряхивают кистями)
Это очень хорошо. (Хлопают в ладоши)
Будем мы грибы искать (Приставляют ладонь ко лбу)
И в корзинку собирать. (Приседают, собирают грибы)
Вот сидят маслята (Показывают рукой вправо)
На пеньке – опята. (Показывают рукой влево)
Ну, а ты, мухомор, (Грозят пальчиком).
Украшай осенний бор!
– А знаете ли вы, дети, что в лесу можно заблудиться, и чтобы этого не произошло, грибники друг другу в лесу кричат «Ау!». Давайте и мы потренируемся так кричать. Садитесь на стульчики.
Проводится игра «Ау!»
(один ребенок водит, поворачивается ко всем спиной, дети по очереди его зовут «Ау!», 2-3 ребенка)
Воспитатель: Может быть, вы не поверите мне –
Но я увидала гриб на сосне.
Разве грибы на деревьях растут?
Что – то совсем непонятное тут…
Надеты на ветках маслята, опята,
Кто же их на зиму сушит, ребята? (Белка)
– Отгадайте-ка, ребятки вы еще мои загадки:
На пеньке сидят братишки
Все в веснушках шалунишки.
Эти дружные ребята
Называются … (опята)
Ходят в рыженьких беретах
Очень дружные сестрички
Золотистые … (лисички)
Я не привыкла нравиться,
Кто съест меня – отравиться (бледная поганка)
Возле леса на опушке
Украшая темный бор
Вырос пестрый, как Петрушка
Ядовитый … (мухомор)
Молодцы! И загадки вы отгадываете тоже очень хорошо. Посмотрите, и Кузя наш повеселел и говорит, что все узнал про грибы и может смело идти в лес за грибами.
Зайчонок Кузя благодарит детей за интересное занятие, угощает сладостями, прощается с детьми.
Анализ: Воспитатель выясняет, что нового и интересного дети узнали о грибах на занятии, какие игры и упражнения им интересно было выполнять. Педагог оценивает деятельность каждого ребенка.