Анна Шарова
Конспект ООД по развитию речи старших дошкольников посредством сказки К. Д. Ушинского «Умей обождать»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности
по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
по сказке К. Д. Ушинского «Умей обождать»
Тема: Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Умей обождать»
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Ушинский К.Д.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
Возраст: старший дошкольный
Образовательная область: речевое развитие
Цель: ознакомление детей с новым художественным произведением К. Д. Ушинского «Умей обождать»; продолжить развитие образного мышления, внимания, памяти, творчества, воспитывать умение слушать советы окружающих.
Образовательные задачи:
1. раскрыть содержание произведения;
2. учить детей выделять главную мысль сказки, развивать мышление,
внимание, память, обогащать словарный запас;
3. учить детей пересказывать сказку последовательно, без пропусков и
повторений, выразительно передавая речь персонажей, используя план
в виде иллюстраций;
4. развивать интерес и внимание к слову, собственной речи и речи окружающих;
5. способствовать развитию связной речи, слуховой чувствительности;
6. развивать творческие способности детей;
7. воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью,
вырабатывать индивидуальные способы безопасного поведения;
воспитывать интерес к литературным сказкам.
Интеграция образовательных областей:
1. социально-коммуникативное развитие;
2. познавательное развитие;
3. речевое развитие;
4. художественно-эстетическое развитие;
5. физическое развитие.
Методы и приемы: Словесный метод: рассказывание сказки, загадка, словесная игра со звукоподражанием, беседа. Наглядный метод: рассматривание иллюстрации к сказке на слайдах. Игровой метод: физкультминутка.
Оборудование: портрет К. Д. Ушинского; книги, иллюстрации к сказке К.
Д. Ушинского «Умей обождать»; конверты с разрезной картинкой с изображением петушка или курочки (по количеству детей, маски курочки и петушка, презентация, сундучок.
Предварительная работа:
Словарная работа:
Что значит выражение?
обождать - подождать
зеленёхонькую - зелёную ягоду
стала бить лихорадка - заболел, поднялась высокая температура
насилу домой добрел - кое-как дошёл до дома
Обоснование выбора произведения Наставительность рассказа «Умей обождать» очевидна. В сказочной форме предстала история о детских шалостях и неосторожности. На примере этой сказки можно показать, когда мама (папа) что-то не разрешают, на это есть веские причины, что не стоит торопиться там, где лучше подождать.
Планируемые результаты занятия.
Дети описывают поступок главного героя сказки К. Д. Ушинского «Умей обождать» - Пети;
Дети объясняют связь между поступком и нравственными качествами (послушания, нетерпимость, упрямство) Пети;
Дети выражают своё отношение к главному герою сказки – Пети;
Дети внимательно слушают высказывания сверстников, и выражают своё отношение к их ответам.
Ход занятия.
1. Вводная часть. Организационный момент.
Ребята, давайте подготовимся к нашему занятию. Сначала подготовим пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Курочка».
Курочка-рябушечка Двигают руками, как крыльями и одновременно сжимают руки в кулачки.
По двору гуляла,
По двору гуляла, «Ходят» указательным и безымянным пальцами по бедру сверху вниз.
Цыпляток считала Сжимают и разжимают пальцы рук.
1, 2, 3, 4, 5! Загибают пальцы правой руки.
Посчитай их опять: Сжимают и разжимают пальцы рук.
1, 2, 3, 4, 5! Загибают пальцы левой руки.
Теперь подготовим наш ротик.
Чистоговорка.
Шок-шок-шок – по утрам нам поет петушок,
Ош-ош-ош –до чего же он хорош!
Шка-шка-шка – мы любим петушка.
Игра-шутка «Для чего?»
Для чего нужны нам уши?
Чтобы ими сказки слушать.
А глаза?
Смотреть картинки.
Руки?
Надевать ботинки.
Ноги?
Чтоб в футбол играть.
А язык?
Чтоб не болтать.
Воспитатель: Для чего же нам нужны уши?
2. Основная часть.
Введение в тему.
Ребята, а вы любите сказки?
Сказки любят все на свете
Любят взрослые и дети
Сказки учат нас добру и прилежному труду
Говорят, как надо жить
Чтоб всем вокруг дружить
В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
И к нам пришла сегодня сказка. А какая? Мы сейчас узнаем. Что же в сундучке? Загадки.
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка.
Раньше всех встает,
Голосисто поет. (Петух)
Кто ходит, не летает,
Кто зерна собирает?
Кто кудахчет целый день?
Ей в гнезде сидеть не лень.
Её жёлтые ребятки
Называются «цыплятки».
(Курица)
К нам в гости сегодня пришла сказка «Умей обождать». Эту сказку написал детский писатель К. Д. Ушинский. Садитесь за столы.
Презентация.
2 слайд. Портрет К. Д. Ушинского. Рассказ воспитателя о жизни писателя.
Недалеко от Москвы, в городе Тула много лет назад родился Константин Дмитриевич Ушинский. Отец у него был офицером, а мама занималась воспитанием детей. С детства Костя был очень любознательным и прилежным мальчиком. Учился хорошо. После школы он поступил в Московский университет и стал учителем. Константин Дмитриевич работал учителем в Ярославле, Петербурге, за границей. У него была мечта: научить маленьких детей читать и писать так, чтобы им было нетрудно и интересно. Константин Дмитриевич стал сочинять интересные рассказы для детей, игры, загадки. Так появилась знаменитая книга «Родное слово», которая принесла Ушинскому славу народного учителя. Он написал много рассказов для детей, некоторые из них мы с вами читали («Четыре желания», «Дремучий медведь» и др.)
В жизни происходят веселые и грустные события. Многие, из которых зависят от поступков человека. Как избежать неприятностей? Об этом мы поговорим, когда познакомимся со сказкой К. Д. Ушинского «Умей обождать».
Внимательно послушайте её и скажите, за какого героя вы больше переживали? Почему?
Чтение сказки воспитателем.
3-8 слайды. Иллюстрации к сказке.
Жили-были брат и сестра, петушок да курочка. Побежал петушок в сад и стал клевать зеленёхонькую смородину, а курочка и говорит ему: «Не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет». Петушок не послушался, клевал да клевал и наклевался так, что насилу домой добрёл. «Ох, — кричит петушок, — беда моя! Больно, сестрица, больно!» Напоила курочка петушка мятой, приложила горчичник — и прошло.
Выздоровел петушок и пошёл в поле; бегал, прыгал, разогрелся, вспотел и побежал к ручью пить холодную воду, а курочка ему кричит: «Не пей, Петя, обожди, пока простынешь».
Не послушался петушок, напился холодной воды — и тут же стала бить его лихорадка: насилу курочка домой довела. Побежала курочка за доктором, прописал доктор Пете горького лекарства, и долго пролежал петушок в постели.
Выздоровел петушок к зиме и видит, что речка ледком покрылась; захотелось петушку на коньках покататься, а курочка и говорит ему: «Ох, обожди, Петя! Дай реке совсем замёрзнуть, теперь ещё лёд очень тонок, утонешь». Не послушался петушок сестры: покатился по льду; лёд проломился, и петушок — бултых в воду! Только петушка и видели.
Работа над содержанием сказки.
О ком сказка? За кого вы больше переживали?
В какие истории попадал Петя?
Что Петя делал не так? Почему?
Кто ему давал советы?
Слушал ли Петя свою сестру?
Чем все закончилось?
Составление характеристики курочки и петушка. Размышление.
• Выполним упражнение «Какой герой?». Нужно собрать паззлы, назвать имя героя и дать ему характеристику. Кто у вас получился?
1) Курочка.
Какая в сказке курочка? Почему так думаешь?
Курочка послушная, потому что знает — зеленые ягоды смородины есть
нельзя. Курочка заботливая — ухаживает за братцем. Курочка умная, рассудительная, мудрая, добрая, внимательная.
2) Петушок.
Какой петушок? Почему так думаешь?
Петушок несерьезный, непослушный — не слушает добрых советов сестры, беззаботный, беспечный, упрямый — ему говорят, что не надо делать, а он все равно делает, нетерпеливый – не умел ждать.
• Упражнение «Хорошо – плохо» (болеть)
Почему хорошо болеть? – лежишь, ничего не делаешь…
Почему плохо болеть? – пьешь горькое лекарство, делают уколы…
Физкультминутка.
Петушок встрепенулся,
Раз нагнулся, два нагнулся, Наклоны.
Крыльями похлопал, Взмахи руками в стороны
Ножками потопал, Топают ногами.
Шею вытянул, согнул. Подбородок тянем вперед, потом к груди.
И по улице шагнул. Маршируют на месте.
Шел по берегу петух, Маршируют на месте.
Поскользнулся, в речку – бух! Вращаются вокруг себя, приседают.
Будет знать петух, что впредь Грозят пальчиком.
Надо под ноги смотреть. Наклоняются, смотрят под ноги.
Повторное чтение сказки по ролям.
Подготовка к пересказу.
Ребята, у меня есть иллюстрации, на которых изображены моменты из нашей сказки, но они у меня все перепутались. Восстановите, пожалуйста, последовательность. Что сначала было, что потом.
• Выставляется первая иллюстрация
Какую смородинку стал клевать петушок?
Что значит зелёная смородина? Как сказать по-другому?
Что говорила курочка петушку?
Почему нельзя кушать неспелую ягоду?
Как вы понимаете выражение «насилу домой добрел»?
Как кричал Петушок, когда наелся зеленых ягод?
Чем вылечила курочка своего братца? (Мятой, горчичником).
• Выставляется вторая иллюстрация
Куда побежал петушок?
О чем предупреждала курочка петушка? (Что нельзя пить холодную воду,
разогревшись).
Почему опасно пить холодную воду?
Что обозначает слово «лихорадка»? (заболел, поднялась высокая
температура.)
Кто лечил петушка от простуды?
Долго ли он проболел?
• Выставляется третья иллюстрация
Какой был лёд на реке?
О чём курочка предупреждала брата? (Что нельзя кататься по тонкому льду
на коньках).
Почему погиб петушок?
Пересказ сказки - 2 ребенка
Психогимнастика.
Давайте встанем и поиграем.
Покажите озорного, веселого петушка, больного петушка?
Покажите сердитую курочку, покажите печальную курочку.
Упражнение «Изменим сказку». Развитие мышления и воображения.
Жалко петушка. Давайте переделаем сказку так, чтобы у нее был хороший
конец.
1) Изменить поведение Петушка.
Например, Петушок стал послушным и не пошел на тонкий лед. А когда лед
окреп, то вместе с Курочкой с удовольствием покатались на коньках.
2) Ввести нового героя, который бы спас упрямца.
Например, Соседский Пес пробегал мимо и спас Петушка, наш непослушный герой, наконец, понял, что нужно слушать добрых советов, иначе можно лишиться жизни.
3) Изменить саму ситуацию, которая привела к гибели героя.
Например, Петушок пошел кататься на коньках, но возле берега лед стал трескаться, и наш герой вернулся домой. Поблагодарил свою сестричку, что та его предупредила, и попросил прощение за свое непослушание.
Упражнение «Волшебный микрофон»
Расскажите курочке и петушку, что можно делать, а что нельзя!
Становитесь в круг, ребята. Будем передавать волшебный микрофон и отвечать на вопросы кратко - да или нет.
(дети передают микрофон по очереди)
Разговаривать во время еды; не закрывать рот платком при кашле; читать лежа; смотреть долго телевизор; трогать бездомную кошку; включать газовую плиту; есть незрелые плоды и ягоды; не соблюдать правила безопасного поведения; переходить дорогу на зеленый свет; пить холодную воду; класть каждую вещь на свое место; отвлекаться во время занятия.
А как же тонкий лед зимой? Можно по нему ходить?
Какие вы молодцы! Все-то вы знаете.
Заключительная часть. Итог занятия.
С какой сказкой мы сегодня познакомились? Кто автор сказки? Какой совет дает автор петушку? (Умей обождать). Каким добрым качествам души еще нас учит сказка? (курочка заботливая, любит своего брата.) Какой вывод вы сделали? Чтобы не попадать в неприятные истории и сохранить свое здоровье: «Чтоб не ошибиться, не надо торопиться». Нельзя спешить. Всему должно быть свое время. Важно слушать мудрые советы, не стоит рисковать бессмысленно своим здоровьем и, тем более, жизнью.
Что-то в сундучке происходит? Что это? Раскраски «Обведи по точкам и раскрась».
Вопросы педагога Назначение вопроса для воспитания и развития детей
О ком сказка?
За кого вы больше переживали?
В какие истории попадал Петя?
Что Петя делал не так? Почему? Побуждение детей к анализу поведения и поступков Петушка, выражают своё отношение к главному герою сказки
Кто ему давал советы?
Слушал ли Петя свою сестру?
Чем все закончилось? Побуждать детей объяснить связь между поступком и нравственными качествами главных героев.
Какая в сказке курочка? Почему так думаешь?
Какой петушок? Почему так думаешь? Побуждать детей размышлять над характерами курочки и петушка. Какие качества души есть у каждого из героев.
Какую смородинку стал клевать петушок?
Что значит зелёная смородина? Как сказать по-другому?
Что говорила курочка петушку?
Почему нельзя кушать неспелую ягоду?
Как вы понимаете выражение «насилу домой добрел»?
Как кричал Петушок, когда наелся зеленых ягод?
Чем вылечила курочка своего братца? Подготовка к пересказу
Побуждать детей анализировать и описывать поступки главного героя сказки К. Д. Ушинского «Умей обождать» - Пети и его сестры.
Побуждать делать вывод: нельзя спешить, чтобы не попадать в неприятные ситуации.
Куда побежал петушок?
О чем предупреждала курочка петушка?
Почему опасно пить холодную воду?
Что обозначает слово «лихорадка»?
Кто лечил петушка от простуды?
Долго ли он проболел? Подготовка к пересказу
Побуждать детей анализировать и описывать поступки главного героя сказки К. Д. Ушинского «Умей обождать» - Пети и его сестры. Побуждать делать вывод: нельзя спешить, чтобы не попадать в неприятные ситуации.
Какой был лёд на реке?
О чём курочка предупреждала брата?
Почему погиб петушок? Подготовка к пересказу
Побуждать детей анализировать и описывать поступки главного героя сказки К. Д. Ушинского «Умей обождать» - Пети и его сестры. Побуждать делать вывод: нельзя спешить, чтобы не попадать в неприятные ситуации.