Асият Хасаншевна Зихова
Конспект занятия по развитию речи на тему «Дары осени» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект группового занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Дары осени».
Цель: способствовать развитию речи как средства общения.
Задачи:
Уточнить представления детей об овощах. Продолжать учить составлять описательные рассказы об овощах.
Совершенствовать грамматический строй речи: правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах; упражнять в образовании прилагательных от существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Продолжать учить отвечать полными ответами. Развивать связную речь, фонематическое восприятие, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, внимание, память.
Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.
Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами в, на.
Словарная работа:
Обогащение словаря: корнеплод, овощехранилище, консервируют.
Активизация словаря: названия овощей, растущих в огородах; томат, салат, щи, борщ, пюре; огородные, белокочанная, сочная, ароматная, бордовая, хрустящая, сладкая, горькая, длинные, вкусная, овальная; заготавливать, консервировать, солить, тушить, жарить, варить, мариновать, запекать, печь.
Оборудование: картинки овощей, модели овощей для описания, интерактивный планшет, муз. колонка, указка.
Форма организации детей: групповая.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
План занятия:
1. Организационный момент;
2. Игра «Рассказовка»;
3. Игра «Отгадывание загадок»;
4. Физминутка;
5. Игра «Назови ласково»;
6. Итог занятия;
7. Список используемой литературы.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети входят в группу под музыку. (В колонне, друг за другом).
- Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по осенним станциям на поезде. Но сначала мы должны, как настоящие путешественники, встретиться на перроне и поздороваться друг с другом.
- Но здороваться ребята будем необычно. Давайте встанем в круг. Возьмемся за руки и передадим, друг другу своё «здравствуйте». Здороваться мы будем правой рукой.
- Раз, два, три! Круг собери! (Развитие тактильных ощущений)
Попевка:
-Здравствуй, здравствуй! Не зевай и ладошку мне давай!
Ну вот, мы все поздоровались, а теперь вы можете отправляться в путешествие.
Приготовились…
По дороге золоченной
Осень в гости к нам пришла,
И зверятам и ребятам-
Всем подарки принесла. (Маршировка)
Мы на грядочки идем
Урожай соберем,
Мы морковки натаскаем,
Мы картошки накопаем
Срежем мы кочан капусты
Круглый, сочный, очень вкусный
Щавеля нарвем немножко и вернемся по дорожке.
А вот и наша первая остановка.
2. Игра «Рассказовка». (Появляется Буратино, в руках он держит корзину с овощами).
Буратино: Здравствуйте ребята! Я так давно не был на ярмарке. Мне очень захотелось что-нибудь купить. Чего там только нет! Такие там красивые и аппетитные овощи лежали! Вот я и не удержался, купил вам много разных овощей. Но, к сожалению, читаю я плохо, всех названий я не знаю. Вы мне поможете?
Ответы детей: Да!
Воспитатель: Здравствуй, Буратино! Молодец, овощи полны витаминами, мы их очень любим, но не все из них едят сырыми. Давайте, ребята, посмотрим, что же купил нам Буратино, и расскажем ему, как они называются и что из них готовят.
Буратино высыпает овощи из корзинки, ребята рассматривают их:
Ребята: это помидор. Он красного цвета, круглой формы. На вкус сладкий. Растет на грядке. На ощупь он мягкий. Из него можно приготовить салат и т. д.
Ребята вместе с Буратино собирают овощи в корзинку.
Воспитатель: Ребята Буратино вместе с нами поедет до следующей остановки. Это остановка называется «Загадочная».
3. Игра: «Отгадывание загадок».
Буратино: Ребята, я для вас приготовил интереснейшей задание, а вы умеете отгадывать загадки?
Вот послушайте загадки:
1)Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он…
Обжигает… Не лимон. (Лук)
2) Красный, детки, но не мак.
В огороде - не бурак.
Сочный лакомый синьор.
Угадали? (Помидор)
3)В огороде - жёлтый мяч.
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна.
Вкусные в нём семена. (Тыква)
4)Как на грядке под листок
Закатился чурбачок –
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький. (Огурец)
5) Зелёная толстуха
Надела уйму юбок.
Стоит как балерина,
Из листьев пелерина. (Капуста)
Буратино: Молодцы ребята! Вы все угадали!
Воспитатель: Спасибо тебе большое, нам очень понравилось, но пора отправляться в путь. До свидания! Мы поехали.
4. Физминутка
Ребята, а вы знаете, как заготавливают капусту на зиму? Давайте научимся и попробуем все вместе. (Развитие мелкой моторики).
Капуста
Мы капусту рубим – рубим
(Прямыми ладонями, пальцы зафиксированы, имитируем движения топора вверх – вниз, движения повторяющиеся, ритмичные.)
Мы морковку трем – трем
(Поочередное поглаживание подушечек пальцев, пальцы собраны щепоть – имитация соления.)
Мы капусту солим – солим
(Трение кулачка о кулачок – движения вертикально вверх – вниз.)
Мы капусту жмём – жмём.
(Энергично сжимаем пальцы в кулак, сжимаем и разжимаем, движения
ритмичные, одновременные.)
Умнички, ребята!
А теперь мы отправляемся в путь! Следующая остановка «Ласковая».
5. Игра «Назови ласково».
Воспитатель: Давайте все вместе поиграем в очень интересную игру.
- Я буду вам показывать и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково.
Помидор – помидорчик; морковь – морковочка;
Огурец – огурчик; тыква – тыковка;
Лук – лучок; свёкла – свёколка;
Чеснок – чесночок; капуста – капустка;
Горох – горошек; картошка – картошечка.
Молодцы, ребята! Мы с вами отправляемся дальше! Следующая остановка «Осенняя поляна».
Воспитатель:
- Ребята, вот и подходит к концу наше путешествие по осенним станциям, и нам пора отправляться домой.
- Слышите? Кажется, это поют птицы. Давайте сделаем последнюю остановку, ляжем на полянку, закроем глазки и увидим сладкий сон под прекрасное пение птиц. (Звучит фонограмма пения птиц).
Птицы стали щебетать, глазки будем открывать.
В погожий осенний денек мы ездили.
Мы пели и плясали, гостей встречали.
А теперь пора прощаться нам.
Гостям мы говорим: «До свиданья вам!».
6. Итог занятия: оценка деятельности детей.
Воспитатель: Ребята, куда мы с вами сегодня ездили? Кто приходил в гости? Что приносил? Что видели интересного?
Список используемой литературы:
1. Капышева, Н. Н. Составление рассказа по серии картинок с использованием картинно-символического плана // Логопедия. – 2004. - №;
2. Наталья Теремкова: Практический тренажер по развитию. Выпуск 4. ФГОС ДО.
Интернет-ресурсы:
3.https://www.maam.ru/detskijsad/logoritmicheskoe-zanjatie-sunduchok-oseni.html
4.http://zagadka.yaxy.ru/zagadki_pro_ovoshi.html