Ирина Насонова
Развитие речи с элементами обучения грамоте.
▼ Скачать + Заказать документы
Среди многих важных задач воспитания и непосредственной образовательной деятельности детей дошкольного возраста в детском саду развития речи является одним из основных направлений воспитания и образования. Развивающая речь способствует развитию личности в целом.
Публикация «Развитие речи с элементами обучения грамоте,» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Овладение связной речью существенно влияет на интеллектуальное развитие детей: он совершеннее пользуется речью как средством общения и мыслительно-познавательной деятельности. Полноценное формирование речи дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешное обучение в школе.
Любая задержка, любое нарушение речи отражается на поведении ребенка, а так же на его деятельности в различных ее формах.
Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению, письму, т к. письменная речь формируется на основе устной). Речевые недостатки тормозят процесс обучения.
С развитием речи связано формирование всех основных психических процессов.
Для ребенка очень важно, как организованна среда, которая его окружает, насколько эта среда доступна его восприятию, пониманию, насколько она может удовлетворить его потребности, важно сохранить здоровье ребенка, не разрушив познавательного интереса к миру.
Все что получит ребенок в детском саду, является основой успешного обучения в школе.
Развитие речи включает ряд специальных задач:
1. Воспитание звуковой культуры речи
2. Обучение разговорной (диалогической) речи
3. Развитие связной речи
4. Приобщение к художественной литературе
5. Подготовка к обучению грамоте
В связи с усложнением обучающих программ в школе, не подготовленным детям всё сложнее, труднее становится овладевать занятиями данных программ.
Перед дошкольными учреждениями встала задача по усилению связей со школой. На совместных педагогических советах обсуждали проблемы, с которыми сталкиваются учителя начальных классов, над чем стоит поработать углубленно в детском саду, и пришли к общему мнению, что у детей слабо развита речь, логическое мышление, составление рассказов, поэтому в детском саду обозначили тему по проблеме: «Развитие речи во всех видах деятельности».
Не все родители могут позволить себе заниматься с ребенком этой проблемой: не имеют нужной литературы, не имеют средств и времени, а некоторые надеются на то, что все придёт само собой, что ребенок все получит в школе. Не у всех детей одинаковый уровень развития, кому-то лучше дается математические знания, кому-то речевое общение, это все зависит от условий существования ребенка, ведь не секрет, особенно в глубинке, из-за безработицы и других социальных причин, существуют неблагополучные семьи, злоупотребляющие алкоголь, наркотики.
Меня заинтересовала тема: развитие речи с элементами обучения грамоте учить или не учить ребенка грамоте до школы? Этот вопрос волнует родителей и педагогов.
Исходя из своего личного опыта, из опыта работы с детьми, я придерживаюсь мнения, что раннее обучение элементам грамоте полезно. Научить ребенка слышать звуки, развивать артикуляционный аппарат, формировать словарный запас Детям в возрасте от 2 до 5 лет, интересна звуковая сторона речи, этим интересом можно воспользоваться, погрузив ребенка в интересный мир звуков.
Прежде чем научить ребенка читать, надо научить из каких звуков состоит слово, гласные и согласные, мягкие и твердые сравнивать слова по звучанию, находить сходство и различие, делить слово на слоги, составлять слова из фишек, соответствующих звуком я за основу таких занятий взяла пособие Ушаковой О. С. и Варенцовой Н. С.
В разделе, знакомство со звуком, подбираю такой материал, чтобы изучаемый звук слышался изолировано. Это отрывки из сказок, потешек, стихов, рассказов, показывая букву к звуку, объясняю. «У этого звука вот такая одежда». К каждому сюжету текста подбираю соответствующую иллюстрацию, иллюстрации развешиваем на шкафчиках, стенах, на свободных пространствах группы. Ребенок, играя постоянно, видит иллюстрации и постепенно запоминает и лучше воспроизводит и звук и букву.
Например: звук «А»
«А у нас девочка
Звать ее Алёнушка
Девочка припевочка
Круглая головушка
Целый день: А-А-А-
Вот и все ее слова»
«П»- сказка «Пых»- П-П-П- так пыхтел ёжик сидя под листом репки.
«Б»- петь задумал бегемот
И открыл огромный рот,
Но не слышно в песни слов
Слышен только страшный рев.
Эти занятия не продолжительны, но интересны и доступны
Каждый новый шаг - достижение основной цели- развитие речи с элементами обучения грамоте с раннего возраста.