Анна Калинова
Особенности обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Большое место в коррекционно-развивающем процессе отведено обучению грамоте. Обучение грамоте — это определенный способ формирования навыка чтения и письма. Качественное обучение дошкольников грамоте возможно при условии развитого фонематического слуха и фонематического восприятия.
Публикация «Особенности обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
Выдающийся психолог Л. С. Выготский указывал на необходимость начала обучения грамоте на определенном этапе развития ребенка, когда психические функции его находятся в стадии созревания. Эффективности же в обучении грамоте, по мнению Выготского, можно достигнуть при максимальном учете возрастных особенностей и возможностей ребенка: уровня его мышления, восприятия, речи, памяти.
У ребенка также должны быть достаточно развиты речевой слух и «особое зрение на буквы» (в норме это зрение способствует запоминанию начертания букв без особого труда). Мозг человека, как утверждает Т. Г. Визель [1], включает в себя клетки, которые ведают «запоминанием и умением использовать буквы».
Развитие и совершенствование методики обучения грамоте детей дошкольного возраста имеет свою историю.
Звуковой метод обучения грамоте, предложенный К. Д. Ушинским имел как свои преимущества, так и недостатки : большое внимание уделялось знакомству детей со звуковой стороной речи и звуковому анализу (работа велась с целыми звучащими словами, а не с изолированными звуками, но не был дан способ обучения процессу чтения.
И. Н. Шапошников предложил более усовершенствованный метод обучения грамоте. По его методике обучение грамоте идет от деления слова на слоги, а слов на звуки, причем выделяемые звуки обозначаются печатной буквой (процесс письма) с последующим чтением написанного слова (процесс чтения). Но и данная методика не раскрывала самого механизма процесса чтения, момента слияния звуков в слог [6].
Д. Б. Эльконин разработал новую методику обучения чтению. Процесс обучения чтению основывается на звуковой материи языка и состоит из трех взаимосвязанных этапов: выделение в слове фонем, общая ориентировка в фонемной системе языка; освоение системы гласных фонем, обозначение их буквами, формирование ориентации на гласные фонемы и буквы; освоение системы согласных фонем, обозначение их буквами, воссоздание звуковой формы слога и слова, формирование основного механизма чтения.
Система работы по обучению детей грамоте В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько основывается на анализе звучащей речи. Новым в данной системе является другая последовательность изучения звуков и букв. Эта последовательность основывается на принципе частотности употребления звуков (букв) в русском языке (от самых употребительных к менее употребительным и затем к малоупотребительным в объеме всего алфавита).
Особого внимания заслуживает методика обучения грамоте дошкольников Л. Е. Журовой [2]. Детей обучают способам овладения умственными действиями — звуковому анализу, позиционному чтению на материале всего алфавита; соблюдается строгая этапность формирования способа чтения. Важным и значимым в данной методике является то, что в процессе обучения дети овладевают действием количественного, а затем и качественного звукового анализа слова [2].
Рассмотренные методики обучения грамоте ориентированы на обучение детей без речевой патологии. Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи требует специальной методики. Данный контингент детей испытывает большие трудности в овладении грамотой.
Системы обучения грамоте детей с ОНР разработаны такими ведущими специалистами, как Л. Ф. Спирова, Р. И. Шуйфер, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина [5]. Рассмотрим особенности, структуру и содержание системы обучения грамоте детей с ОНР.
Л. Ф. Спирова и Р. И. Шуйфер указывают на первостепенность изучения звуко-буквенного состава слов. Процесс обучения грамоте базируется на следующих условиях:
- обучение ведется только на правильно произносимых звуках и словах (обучение грамоте как продолжение обучения произношения);
- предлагается иной порядок изучения звуков и букв по сравнению с методиками обучения грамоте детей без речевой патологии;
- темп прохождения всех звуков более медленный (1,5 года);
- развивается навык быстрой ориентации в звуко-буквенном составе слова;
- весь словесный материал знаком детям;
- проводится углубленная работа по формированию морфологических обобщений;
- параллельно с изучением звуков и букв даются элементарные правила грамматики и правописания;
- изучается один и тот же звук и буква;
- ознакомление с новой буквой осуществляется путем анализа ее элементов;
Т. А. Ткаченко [4] предлагает систему обучения грамоте дошкольников с ОНР, где за основу взята общепринятая последовательность изучения звуков и букв по системе Г. А. Каше [28] (у, а, и, п, т, к, о, ы, с, з, ш и т. д.). Обучение грамоте рассчитано на два года — в старшей и подготовительной к школе группах.
На первом году коррекционной работы дошкольники с общим недоразвитием речи приобретают четкие представления о каждом звуке, совершенствуют навык звукового анализа и синтеза (без введения букв).
Второй год обучения предполагает следующее:
- с первых же занятий дается буквенное изображение изучаемых звуков, что способствует более быстрому запоминанию букв;
- усвоение слоговых структур слов происходит посредством звуко-буквенного анализа и синтеза (работа со схемами, разрезной азбукой);
- выработку навыка послогового чтения (слуховые диктанты). Обязательно учитываются такие важные моменты в обучении детей с речевым недоразвитием :
- название букв дается в соответствии с произнесением звука в конечной позиции слов (мак, дом, что способствует формированию навыка плавного, слитного послогового чтения;
Особого внимания заслуживает система обучения грамоте дошкольников шести лет с общим недоразвитием речи Филичевой Т. Б. [5]. Обучение грамоте по данной методике осуществляется на материале предварительно отработанных в произношении звуков. В основу системы обучения грамоте положен особый порядок изучения букв, который определяется артикуляционной сложностью произнесения звука. Содержание обучения распределяется по периодам.
Первый период: завершение работы по формированию готовности к обучению грамоте, начатой в старшей группе на занятиях по формированию звуковой культуры речи.
Второй период: начало обучения грамоте. Знакомство с гласными буквами (а, у, о, и, с согласными (м, п, т, к, с); складывание из букв разрезной азбуки слогов (му, су, слов (мак, суп) по следам звукового анализа и синтеза; преобразование слов путем добавления, перестановки, замены звуков; осмысленное чтение.
Третий период: обучение грамоте. Расширение объема изучаемых звуков и букв (ш, р, л, з, ц, ч, щ); анализ и синтез односложных слов со стечением согласных (стол, двусложных слов (мышка, трехсложных слов (панама); упражнения на определение пропущенной буквы в слове; чтение слогов, составление слов из слогов; обучение слитному чтению с объяснением смысла прочитанного; членение предложений на слова, определение порядка и количества слов в предложении
Все содержание обучения грамоте реализуется через упражнения, предлагаемые детям в занимательной, игровой форме, с включением элементов соревнования.
Отличительная особенность системы обучения грамоте дошкольников с ОНР Н. В. Нищевой [3] состоит в том, что непосредственно образовательный процесс начинается со средней группы (во втором квартале). Н. В. Нищева предлагает обучить детей подготовительной группы алфавитному названию букв и выучить с дошкольниками сам русский алфавит (во втором и третьем кварталах).
По системе Нищевой ребенок с ОНР уже в средней группе читает слова, состоящие из двух открытых слогов (нота, мама, а в подготовительной группе к чтению добавляется письмо печатными буквами.
Содержание обучения грамоте распределено по кварталам. Звук дается одновременно с соответствующей ему буквой.
На протяжении всего периода обучения осуществляется развитие навыков фонематического анализа. Большое внимание автор уделяет профилактике дисграфии и дислексии.
Рассмотренные системы обучения грамоте широко используются логопедами-практиками в коррекционной работе с детьми с ОНР.
Из вышесказанного следует, что именно дошкольный период является наиболее благоприятным для вхождения ребенка в «языковую действительность». В процессе обучения грамоте идет интенсивное умственное развитие ребенка, формируется его учебная деятельность, что позволяет дошкольникам в дальнейшем без особых трудностей включиться в школьный учебный процесс.
Список используемой литературы
1. Визель, Т. Г. Аномалии речевого развития ребенка [Текст] / Т. Г. Визель. – М., 1995. - 37с.
2. Журова, Л. Е. Обучение дошкольников грамоте [Текст] : методическое пособие / Л. Е. Журова, Н. С., Варенцова, Н. В. Дурова. М: Школа-Пресс, 2004.- 144 с.
3. Нищева, Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи с 4 до 7 лет. [Текст] / Н. В Нищева. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 352 с.
4. Ткаченко, Т. А. В первый класс — без дефектов речи [Текст] : Методическое пособие / Т. А Ткаченко. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999 – 112с.
5. Филичева Т. Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина - М., 1991. - 44 с.
6. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учебное пособие [Текст] / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. - М. : Академия – 2003.-240с.