Юлия Трофимова
Конспект НОД по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий «Что мы знаем о зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема мероприятия в рамках комплексно-тематического планирования: «Что мы знаем о зиме?» (лексическая тема «Зима»).
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий „Что мы знаем о зиме“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Технологии, используемые в ходе мероприятия : Здоровьесберегающая технология, Коммуникативная технология, Игровая технология.
Здоровьесберегающая технология :
- Дорожка для массажа стоп с крышками;
- Самомассаж кистей рук при помощи шишек ;
- Дыхательная гимнастика «Снежинки» (с использованием атрибутов);
- Речевая зарядка;
- Физминутка «Я вчера сосульки ела»;
- Зрительная гимнастика «Последи, как летит снежинка»;
- Физминутка «Мы шагаем друг за другом».
Цель: уточнение представлений детей об основных признаках зимы, разностороннее гармоничное развитие детей, обеспечение их полноценного психофизического здоровья.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания об особенностях жизнедеятельности животных в зимний период, уточнить представления об основных свойствах снега; упражнять в подборе эпитетов к словам
Развивающие :, активизировать употребление в речи прилагательных ; закрепить изолированное произношение звуков: «с», «з», «м»; «ш»; упражнять в умении отвечать на вопросы полными предложениями; развивать координацию движений с речью, развивать восприятие рифмованного текста, воспитывать «чувство языка»; развивать общую и мелкую моторику, координацию движений; развивать воображение, мышление.
Воспитательные: побуждать к соблюдением основных норм взаимодействия со сверстниками и взрослыми, вызвать желание помочь в трудной ситуации, воспитывать любовь к природе.
Материал и оборудование:
- для воспитателя: ноутбук, звукозапись «Вьюга», снежинки, снежинка на палочке, картинки из белой бумаги; плакат с деревом; вырезанные снежинки и сугробы; картинки зимнего леса и примет зимы.
- для каждого ребенка: звездочка; дорожка для массажа стоп.
Предварительная работа: заучивание текста физминутки; рассматривание картинок с изображением зимы.
Словарная работа:
Обогащение: «вьюга», «метель», «пурга», «ледяной».
Активизация: «холодный-холодная», «снежная», «морозная», «снегопад»; «сугроб».
Закрепление: «пушистый-пушистые», «легкий», «прозрачные».
Индивидуальная работа:
активизировать малоактивных детей.
Ход НОД:
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это прячется под елочкой? Вы видите? Это Медвежонок! Как он здесь оказался, что он сейчас должен делать?
Дети: Спать!
Воспитатель: Почему же он здесь? Почему не спит в своей берлоге? Ребята, давайте поздороваемся с Медвежонком.
(Дети здороваются с Медвежонком.)
Медвежонок: Здравствуйте, мои друзья! Мама мне сказала, зимой я должен спать. Но я не хочу спать, потому что я захотел увидеть снег, узнать, что такое зима, и решил отправиться в путешествие. Шёл, шёл и пришёл к вам в детский сад. Ребята, я очень хочу узнать у вас, что такое зима и потому - что зимой я должен спать.
Воспитатель: Ребята, поможем медвежонку узнать, что же бывает зимой? А ты, Медвежонок, слушай внимательно и запоминай.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Воспитатель: Ребята, давайте пройдем по волшебной «дорожке» к нашему волшебному дереву. Медвежонок, и тебя мы приглашаем пройти вместе с нами.
(Дети с воспитателем и Медвежонком идут по «дорожке» (дорожка для массажа стоп из крышек) к ковру и останавливаются напротив дерева.)
Воспитатель: Ребята мне, кажется, что с нашим деревом что-то не так?
Ответы детей:- На нем желтые листья.
Воспитатель: Какое время года?
Ответы детей: Осень
Воспитатель: Верно. А какой месяц у нас идет?
Ответы детей: Ноябрь. Это последний месяц осени.
Воспитатель: Какое у нас сегодня число?
Ответы детей: 25.
Воспитатель: Значит через 6 дней у нас наступит?
Ответы детей: Зима
Воспитатель: А какая она, зима?
Ответы детей: Морозная, снежная, холодная
Воспитатель: Я предлагаю переодеть наше дерево в зимний наряд.
Ребята, мы украсили наше дерево снежинками,руки наши замерзли
Давайте их погреем.
Самомассаж кистей рук при помощи шишек
Давайте согреем свои пальчики дыханием. Дуем – произносим Х-Х-Х.
Не согрелись наши пальчики.
Давайте разотрём их. Самомассаж кистей рук.
-Ой, под елкой лежат шишки они нам помогут согреться.
Шишки в руки мы возьмём
Наши ручки разотрём
Медвежонок – Мишка,
Тоже бери шишку! Массаж кистей рук при помощи шишек.
Дыхательная гимнастика и речевая зарядка.
Воспитатель: Ребята и мишка, подойдите, пожалуйста, ко мне, давайте посмотрим, что у меня в миске?
Ответ детей Снег.
Воспитатель: Какой снег? Опишите его.
Ответы детей Белый,мягкий,пушистый,легкий,искристый
Мишка: Ребята, а из чего состоит снег?
Предположение детей из воды, снежинок
Воспитатель: А снежинки (какие) –
Ответы детей: Белые, лёгкие, мохнатые, пушистые, красивые, прозрачные, холодные и др.
Воспитатель: Если снег падает тихо, не спеша, как называется это явление? (Снегопад)
Воспитатель: Наш мишка ни разу не видел снегопад, давайте покажем его с помощью наших волшебных облачков.
Воспитатель: Посмотрите на наш поднос, как много там лежит снежинок. Целый ….
Ответы детей: Сугроб.
Дыхательная гимнастика «Снежинки»
Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких.
Дети под слова, произносимые воспитателем, сдувают маленькие снежинки, вырезанные из легкой бумаги (1 - резкий вдох носом; 2 - медленный выдох, губы трубочкой).
Как подул Дед Мороз -
В воздухе морозном Полетели, закружились
Ледяные звезды.
Воспитатель: Ветер дует, снег летит, кружится. Как называется это явление?
Ответы детей: (Метель, вьюга, пурга.)
Воспитатель:. Давайте покажем Медвежонку, как воет вьюга. Присаживаемся на стульчики.
Развитие речевого дыхания и голоса.
Проговаривает вместе с детьми:
Старая, седая, с ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет Бабою Ягой.
Воет вьюга: «3-з-з-з-з-з». С усилением звука, руки медленно вытягивать вперёд.
Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». Тихо, высоким голосом.
Тяжело стонут Дубы: М м-м-м-м м. Громко, низким голосом.
Стонут березы: М-м-м-м-м-м. Тихо, высоким голосом.
Шумят ели: «ш ш ш ш-ш-ш-ш».
Стихает вьюга: С-с-с-с-с-с. Руки плавно опускать вниз.
Воспитатель: Закройте глаза и представьте, что мы очутились в зимнем лесу.
Звучит звукозапись «Вьюга»
Воспитатель (во время звучания звукозаписи) : В лесу все покрылось снегом, природа спит зимним сном. На деревьях нет листьев. Вьюга поет свою заунывную песню…
(Дети открывают глаза.)
Медвежонок: Мне очень понравилась песенка вьюги. А что это на картинке нарисовано там вдалеке, расскажите ребята, я такого никогда не видел. Всче идут к снеговикакам.
Мы шагаем друг за другом
Зимним лесом, полем, лугом, Идут обычным шагом друг за другом.
Мы походим на носках, Идут на носках.
А потом на пятках. Идут на пятках.
Весело попрыгаем
Как в лесу зайчатки. Прыгают как зайчики.
Прыг, скок, прыг, скок,
Сели зайки под кусток. Присаживаются на корточки.
Сравнение двух снеговиков
Ответы детей- Снеговики.
Воспитатель: - Давайте посмотрим внимательно на них и подумаем: они одинаковые? Чем они отличаются? Кто найдет отличие, тот звездочку прицепит на доску. Сколько звездочек, столько отличий. (Дети находят отличия, называют их: У этого снеговика две пуговицы, а у этого одна. И т. д. В конце считают количество звездочек.)
Воспитатель: Ребята, а как можно развлекаться зимой?
Дети: Кататься на санках, ледянках, лыжах и коньках. Из снега строить крепости, горки, лепить снежки. Играть в хоккей.
Мишка: Ребята, а почему зимой можно кататься на коньках? А летом нет?
Дети: Озера и реки покрыты льдом. Он гладкий, похож на стекло.
Мишка: А какой лед?
Дети: Он гладкий, похож на стекло
Воспитатель. А как вы думаете можно зимой есть сосульки? Давайте расскажем Медвежонку, что случиться, если съесть сосульку.
Физминутка «Я вчера сосульки ела»
Я вчера сосульки ела, Руки вверх, попеременные движения ладонями ко рту.
А сегодня заболела, Присесть, ладони ко лбу.
И с утра лежу одна
На кровати у окна, Встать, наклон вправо, руки под голову.
Я болею, я чихаю, Наклон вперёд, тряхнуть головой.
Я в игрушки не играю, Встать, руки на пояс.
К ним совсем не подхожу, Покачать головой в стороны.
Вдруг их гриппом заражу? Присесть, ладони к щекам.
Зрительная гимнастика «Последи, как летит снежинка»
Цель: снятие зрительного утомления, укрепление и расслабление мышц глаз.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая у меня волшебная снежинка, как она кружится в воздухе. Последите за её движением.
Воспитатель вращает снежинку на разной высоте, дети следят за её полетом (4-5 раз).
Медвежонок: Мне так понравилось, как снежинка кружится в воздухе!
Воспитатель: Ребята, смотрите какие красивые картинки лежат у нас на столе.
Посмотри Мишка это все зима. Но мишке не совсем все понятно. Ребята давайте составим рассказ о зиме, а картинки нам в этом помогут.
Рассказ о зиме
(На столе выложена схема рассказа о зиме. Дети составляют рассказ.)
Зимой небо серое. Солнце светит, но не греет. Зимой идет снег. Дует холодный сильный ветер. Деревья стоят голые. Заяц надел белую шубу, теперь лиса и волк не увидят его на снегу. Медведь спит в берлоге. Люди одеваются тепло. Дети катаются на лыжах, на санках, лепят снеговиков.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Медвежонок: Да, теперь, я знаю, какая зима. Большое спасибо! Сколько интересного я узнал у вас в гостях. Только я очень боюсь, что вдруг что-нибудь забуду по дороге в лес. Повторите для меня, пожалуйста, еще раз признаки зимы.
Игра «Назови зимнее слово»
Воспитатель: Медвежонок, давай лучше мы поиграем в игру «Назови зимнее слово» и напомним еще раз. К нам на полянку прилетели необычные снежинки. На них написаны слова. Нам надо подобрать к ним нужные слова. О чем так можно сказать?
Трескучий – мороз;
Зимняя - дорога ветер, мороз;
Ледяные – горки, реки, озера, сосульки.
Снежный - ком, дом;
Холодное - утро, солнце, дыхание;
Морозный - день, воздух, узор, вечер, ветер;
Снежная - горка, дорога, улица, баба;
Медвежонок: Спасибо вам!
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, что вы узнали сегодня нового? Давайте еще раз напомним Медвежонку, почему он должен спать зимой.
(Ответы детей.)
Воспитатель: Медвежонок, тебе пора в лес, засыпай и спи до весны. Приходи к нам ещё. До свидания!
(Медвежонок говорит детям «до свидания! А за вашу доброту я угощу вас орешками.»
Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень порадовали меня своими знаниями. Вы много знаете о зиме и ее приметах, зимних играх и забавах. Молодцы!
Список использованных источников
Литература:
1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии : Учебное пособие. М. : Народное образование, 1998. – C. 15-16
2. Ушакова, О. С. Развитие речи детей 3-7 лет. Программа для дошкольных образовательных учреждений. М. : Вентана-Граф, 2009.
3. Михаил Щетинин. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой для детей. Метафора, 2012.
Интернет-ресурсы:
1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2011/10/28/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-dykhatelnaya-gimnastika
2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/01/24/zanyatie-po-razvitiyu-rechi-s-ispolzovaniem