Лариса Малютина
Развитие речи с использованием пиктограмм
▼ Скачать + Заказать документы
Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий.
Для детей с ОНР необходимо подключение всех анализаторов: зрительного, двигательного, тактильного, слухового, вкусового.
Признаки называются в определённой последовательности (величина, форма, цвет, какой предмет на ощупь, вкус, материалу, польза, как используется). Обозначаются, словом и фиксируются пиктограммой.
Методическое пособие предназначено для логопедов, воспитателей и родителей. Немного истории.
Публикация «Развитие речи с использованием пиктограмм» размещена в разделах
Еще до того, как люди придумали алфавит, они делали записи или передавали друг другу послания, на которых были изображены различные знаки и рисунки. Причем в каждом рисунке был определенный смысл: люди не буквами, которых они еще не знали, а знаками и рисунками «писали» то, что хотели сказать. Каждая линия в этом послании, каждая точка или круг, поза, а может быть, поворот головы животных имели вполне определенное значение. Рисунок человека, бегущего за кабаном, например, мог означать приглашение на охоту или сообщение о том, что где-то есть хорошая охота. Что в принципе одно и то же. Человек, получивший такое послание, мог прочитать его так же, как мы читаем письма.
Вот такие рисунки, составляющие письмо, и называются пиктограммами. А целые рисунчатые письма - пиктографией. На латинском языке «pictus» означает «нарисованный».
С развитием письменности пиктограммы не исчезают, просто меняется их назначение. Однако некоторые племена очень долго еще сохраняли традицию передавать послания в рисунках. Конечно, во многом это было вызвано тем, что люди были неграмотны.
Так, в середине XIX века президент США получил однажды необычное письмо от вождя одного из индейских племен. Оно представляло собой кусок бересты, на котором были нарисованы журавль, различные звери, проведены какие-то линии, полосы, были здесь изображены и другие непонятные знаки. Президент поручил чиновникам своей канцелярии расшифровать это загадочное послание. И вот что в нем было написано.
Оказывается, вождь племени журавля, а также вожди племен куницы, медведя и морского кота обращаются к президенту с просьбой разрешить им покинуть свои пустынные места. Тонкая линия, проведенная от глаз журавля к трем окружностям, обозначала, что индейцы хотят переселиться на три озера, вокруг которых находились более удобные для них земли. Длинная же полоса, прочерченная под ногами животных, указывала на Верхнее озеро, рядом с которым располагались племена сейчас. Линии, соединяющие мозг и сердце журавля с сердцами и глазами животных, показывали, что просьбу поддерживают все племена индейцев.
Пиктограммы существуют и в наши дни. Это эмблемы различных международных конгрессов, конференций, олимпиад, изображения на государственных флагах и т. д. Вспомните также рисунки в детских журналах, которые составляют целые сериалы, посвященные похождениям одного героя.
В практике логопедической работы дошкольных учреждений значительное место занимает коррекция речевой патологии детей с общим недоразвитием речи (ОНР).
Учитывая особые речевые возможности детей с ОНР (бедный словарный запас, трудности в согласовании и управлении, изложение событий в логической последовательности) работа начинается с определения семантического поля – восприятие предмета в целом (название, признак, возможность производить действия с предметом).
Для оптимизации процесса обучения и повышения интереса вводятся сказочные персонажи.
Гном «Кто? Что?»- помогает накапливать предметный словарь.
Гном «Какой?»- учит различать и выделять признаки предметов.
Гном «Что делает?» знакомит со словами – действиями.
Составление любого рассказа – описания начинается с «исследования» предмета, игрушки, муляжа.
Для детей с ОНР необходимо подключение всех анализаторов: зрительного, двигательного, тактильного, слухового, вкусового.
Признаки называются в определённой последовательности (величина, форма, цвет, какой предмет на ощупь, вкус, материалу, польза, как используется). Обозначаются, словом и фиксируются пиктограммой.
Набор последовательно выставленных пиктограмм помогает ребёнку описать предмет полностью и точно. Запомнив и опираясь на алгоритм описания, дети в дальнейшем самостоятельно смогут составить описательные рассказы.
Для пересказа создаётся схематический план смысловой последовательности частей прослушанного текста художественного произведения. Постепенно у ребёнка формируются обобщённые представления о логической последовательности текста.
Вначале используются готовые схемы. Затем постепенно привлекаются дети к совместному составлению пиктограмм.
Во время формирования у ребёнка навыка составления описательного рассказа должна проводиться предварительная работа по накоплению словаря, включающая в себя обыгрывание каждой ячейки схемы.
Гномик «Кто это? Что это?»
Помогает накапливать предметный словарь.
Гномик «Какой?»
Учит различать и выделять признаки предметов.
Гномик «Что делает?»
Знакомит со словами – действиями.
Составление описательного рассказа.
Признаки называются в определённой последовательности (величина, форма, цвет, какой предмет на ощупь, вкус, материалу, польза, как используется). Обозначаются, словом и фиксируются пиктограммой.
Название предмета, величина.
Форма.
Цвет.
Какой предмет на вкус.
Где растёт в саду или огороде.
Яблоко большое,
круглое,
красное,
сладкое, сочное.
Растёт в саду, на дереве.
Из яблока можно приготовить сок, сварить варенье.
Пересказ сказки «Репка».
Речь сопровождается показом пиктограммы.
Посадил Дед репку.
Выросла репка большая – пребольшая и стал он её тянуть. Тянет – потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут.
Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала жучка кошку Машку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут – вытянули репку!
Составление сравнительного рассказа
«Ранняя и поздняя осень».
Речь сопровождается рисованием пиктограмм с использованием сюжетных картин, на которых изображена поздняя и ранняя осень.
А Ранней осенью погода
солнечная, а поздней – пасмурная.
Ранней осенью птицы собираются в стаи,
а поздней осенью – улетают в тёплые
края.
Ранней осенью на деревьях есть листья, а
поздней осень деревья стоят голые.
Ранней осенью животные готовятся к
зиме, а поздней осенью некоторые
животные впадают в спячку.
Игровая деятельность.
При работе с пиктограммами вовлекайте ребёнка в игровую деятельность.
Игра «Писатель». Ребёнку предлагается изобразить знаменитого писателя, который придумал «рассказ» о животном, об овощах и фруктах и т. д., в зависимости от изучаемого материала. Затем кто – либо из детей выходит и рассказывает свою «придумку».
Игра «Самый главный» также хорошо воспринимается дошкольниками. Педагог раздаёт детям игрушки или предметные картинки и рассказывает сказку о том, как спорили, например, животные на скотном дворе или лесу, кто из них самый главныё. Дети озвучивают героя, изображённого на картинке, описывая его, используя пиктограммы от первого лица и заканчивая словами: «Я самый главный». В конце игры педагог делает вывод о том, что все участники спора нужные и полезные.
Игра «Забывчивый покупатель». Детям предлагается составить рассказ о предмете, не называя его. Затем из группы детей выбирают «покупателя» и «продавца». Перед продавцом на столе разложены предметные картинки или игрушки. «Покупатель» говорит, что он забыл название предмета, который хочет купить. «Продавец» просит описать этот предмет.
Игра «Загадки». В данном случае один ребёнок загадывает предмет и описывает его, а остальные дети отгадывают, о чём он говорит. Ребёнок, который угадал этот предмет, составляет следующий описательный рассказ.