Шляндина Маргарита
Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте. Средние нормы и индивидуальные вариации
▼ Скачать +Заказ
Практически каждый ребенок почти с первых дней и даже часов своей жизни способен к эмоциональному и голосовому общению с матерью.
Более того, исследованиями доказано, что с самого рождения детям присуща и способность к имитации, то есть они умеют воспроизводить, копировать звуки и мимику человека, контактирующего с ними. Именно эта способность к имитации и подражанию является на первых порах важнейшим механизмом развития практически всех функций ребенка.
Публикация «Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте, Средние нормы и индивидуальные вариации» размещена в разделах
По мере того как малыш взрослеет, его поведение изменяется, расширяются его моторные и психические возможности. Развитие речи - одна из важнейших, специфически человеческих форм коммуникации. В процессе овладения речью, общее развитие ребенка получает огромный толчок. С помощью речи ребенок может сказать о своих желаниях, попросить и получить поддержку и одобрение, рассказать о том, что его волнует или тревожит. Родителям нужно знать, как оценивать развитие речи их ребенка, потому что чем раньше они заметят отставание в развитии, тем легче с ним будет справиться.
В возрасте 1 месяца ребенок внимательно смотрит в лицо наклонившегося над ним взрослого. Кричит, когда хочет есть, когда хочет спать, когда у него что-то болит или промокли пеленки. Внимательный взрослый уже по характеристикам плача может догадаться, что именно вызвало дискомфорт у ребенка, и начинает правильно реагировать на его призыв.
В возрасте 2 месяцев малыш улыбается в ответ на ласковое обращение к нему. Когда он спокоен, то издает несколько гнусавые звуки.
Когда ребенку исполняется 3 месяца, становится заметен "комплекс оживления". Когда к ребенку обращаются, он улыбается, оживляется и начинает беспорядочно двигать руками и ногами. При этом он может издавать протяжные, гортанные звуки.
В 4 месяца ребенок хохочет, если с ним играют, и плачет со слезами, когда чем-то недоволен. Тогда же появляется гуление. Ребенок издает звуки, напоминающие сочетания гласных ("а", "э", "ы") и согласных ("г", "х"). Например: "гы", "эга".
В возрасте 5 месяцев ребенок начинает петь - длительно тянет звуки, похожие на гласные, причем их высота и громкость меняются на протяжении звучания. Услышав голос или другой звук, поворачивает голову и смотрит в ту сторону.
В возрасте 6 - восьми месяцев появляется лепет - ребенок несколько раз повторяет один и тот же слог, например: "ба-ба-ба", "ля-ля-ля". В этом же возрасте ребенок по просьбе взрослых играет с ними в ладушки-ладушки.
В 10 месяцев ребенок начинает стесняться при общении с незнакомыми людьми. Он пытается подражать звукам речи, которые произносят взрослые, отзывается на свое имя.
В возрасте 12 месяцев ребенок, прощаясь, машет ручкой. Поворачивает голову на вопрос: "Где мама?"; "Где папа?" Выполняет требования "дай!", "покажи!", либо качает головой в знак отрицания. Произносит множество бессмысленных последовательностей из разных слогов: "тя-бя-ти", "ма-ти-тя" и т. д. По интонации эти последовательности похожи на речь взрослых. Сознательно употребляет первые короткие слова ("мама", "папа", "дядя", "дай" и т. д.)
Второй год жизни ребенка более всего характеризуется развитием речи. До 1,5 лет ребенок использует 30-40 слов, к 2 годам уже 300-400. В полтора года ребенок обычно задает вопросы: "Кто?", "Что?", а к двум годам: "Кто это?", "Что это?". К полутора годам у девочек и к двум годам у мальчиков начинает формироваться фразовая речь. Фразовая речь возникает и в первую очередь используется для вопросов и выражения простых потребностей: "дай пить"; "хочу сесть" и т. д. Первые повествовательные фразы чаще всего состоят из существительного и глагола: "папа идет"; "кукла упала". Позднее к ним прибавляются прилагательные - "большой", "маленький", "хороший" и т. д.
На третьем году жизни совершается качественный скачок в умственном развитии ребенка и в развитии его речи. Ребенок в этом возрасте набирает по 100 слов в месяц и к трем годам его словарный запас составляет уже полторы тысячи слов.
Известный советский психолог Л. С. Выготский считал, что если ребенок не знает названия вещи, то он как бы не видит ее. В связи с этим интересно отметить, что автор теории и метода транзактного анализа, американский психолог Э. Берн предполагает, что одной из причин младенческой амнезии является то, что мир младенца - это мир без имен. Мы не забыли все то, что случилось с нами до трех лет, мы просто не знаем, что это было, потому что вещи, которые окружали нас в это время, никак для нас не назывались. Значит, чем обширнее словарный запас у ребенка, тем лучше он понимает окружающее. Основная роль на этом этапе психоречевого развития принадлежит семье. Чем богаче словарный запас и эмоциональность речи родителей, тем богаче будет словарный запас ребенка и тем глубже и полнее он будет познавать окружающий его мир.
В возрасте двух - двух с половиной лет ребенок уже задает ориентировочные вопросы: "Где?", "Куда?", "Откуда?". Во второй половине третьего года в норме появляется вопрос вопросов "почему?". Появление этого вопроса знаменует собой новый этап умственного развития ребенка. До того он просто знакомился с миром, а сейчас стремится понять этот мир. И чем раньше ребенок задал этот вопрос ("почему?", тем полноценнее его умственное развитие, а чем позже - тем явственнее задержка. Если трехгодовалый ребенок еще не задает этого вопроса, родители должны задавать его сами и сами же отвечать на него, стимулируя тем самым познавательный интерес ребенка.
В возрасте около трех лет большинство детей уже употребляют практически все части речи, кроме деепричастий, используют личные и притяжательные местоимения, контролируют силу голоса, употребляют множественное число существительных и прошедшее время некоторых (иногда немногих) глаголов.
К трем годам вариабельность темпов развития речи, особенно ярко выраженная в течение второго года жизни ребенка, опять входит в относительно узкие рамки нормы и патологии. Ребенок к концу третьего года жизни должен иметь достаточно многообразную фразовую речь, уметь понятно для окружающих сказать о своих желаниях и намерениях. Он вступает в контакт со взрослыми в основном с помощью речи, помогая себе жестами. Ребенок может так или иначе описывать знакомые предметы, задавать ориентировочные вопросы, иногда говорит: "могу", "буду" - и употребляет обобщенные названия ("игрушка", "зверь", "еда").
В возрасте 4 лет некоторые ошибки в произнесении звуков являются общими, однако ребенок может быть легко понят незнакомыми людьми. Если многие звуки произносятся неправильно (каша во рту - дизартрия, то между тремя и четырьмя годами необходима консультация логопеда и занятия по выработке правильного произношения.
К шести годам приобретается и правильно используется большинство речевых звуков. Ребенок использует в своей речи распространенные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Интонационно и лексически правильно строит и задает вопросы (в том числе и с опусканием глагола-связки) - "Это маленький ежик?"
Ребенок шести лет легко строит рассказ о своем повседневном опыте, употребляет и понимает простые шутки, придумывает более или менее сложную историю по серии картинок. Часто и правильно употребляет уменьшительно-ласкательную форму существительных и прилагательных ("котеночек рыженький").
Ну первое на, что необходимо обратить внимание- это на гендерное различие, то есть на различие мальчиков от девочек.
У девочек развитие речи идет быстрее, как правило, и девчата начинают говорить раньше маленьких мужчин.
У мальчиков самое активное развитие речи идет до 3-х лет.
Развитие речи для малышей очень важно с точки зрения психологического вопроса, поскольку, начав разговаривать, ваш малыш начнет совершенно иначе развиваться.
Основные моменты развития речи :
Первое, что вам следует выяснить, если ваш ребенок не говорит, момент неврологии. Сходите к неврологу и если у вас по этой части все в порядке, то вам нужно вплотную заняться изучением этого навыка.
Основные стадии формирования речи:
Первая стадия – крик.
Вторая стадия – гуление
Третья стадия – лепет
Четвертая стадия – первые слова
И если 4 еще не наступила, то,конечно, встает вопрос, что сделать, чтобы помочь ребенку заговорить!
На самом деле не стоит изобретать велосипед, поскольку все известно уже давно.
1. Моторика: На развитие мозга особое влияние имеет движение кистей рук, в особенности движения пальцами. Называется это мелкая моторика. Связь была установлена еще веке до н. э.
Мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а следовательно и развить речь. Известно, что отставание в развитии моторики часто сопровождается отставанием в развитии интеллекта и речи.
Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции. Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью.
Как развить мелкую моторику?
Очень просто, наши дети сейчас находятся в таком возрасте, когда их тяга к познанию окуржающего мира просто зашкаливает) поэтому необходимо этим пользоваться.
Крупы: горох, фасоль, рис, греча все в таком духе. Мелкие и крупные
зерна, различные по своей структуре очень помогают и в сенсорном развитии ребенка.
Песок, различные субстанции. тематические сенсорные коробки, материалов для игр по такой тематике просто уйма. Бусы, нанизывание, пластилин, пальчиковые краски.
Этим необходимо заниматься и это факт!
2. Артикуляциооный аппарат и его развитие:
Правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.
Работа по развитию подвижности органов артикуляционного аппарата проходит по следующим направлениям:
· проведение дифференцированного массажа лицевой и артикуляционной мускулатуры;
· проведение работы по борьбе с солевацией;
· проведение артикуляционной гимнастики.
Моему ребенку очень нравится артикуляционная гимнастика, мы корчим друг другу рожи, высосвыаем языки, складываем его трубочкой и дуем. Дуем на все: перышки, кораблики на воде, свечки и т. д.
3. Стихотворный ритм:
Стихи – это условная форма выражения мысли, имеющая ритм и рифму. Именно благодаря этому стихи запоминаются быстрее прозы.
К сожалению, большинство родителей не имеют возможности, умения, да и желания заниматься развитием речи своих детей.
В первую очередь, нужно больше общаться с детьми. Ведь речь развивается во время общения. Эмоционально окрашенное слово – важный инструмент общения. Значение выразительной речи в жизни человека неоспоримо.
Большую роль в речи играет интонация, усиливающая значение слова.
Стихи отличаются от прозы и внутренними свойствами. Стихотворная речь музыкальна, в ней чувствуется ритмически организованное сочетание слов.
Если быть краткой, то читайте стихи! Читайте своим детям даже тогда, когда они вас кажется и не слушают, а просто носятся вокруг, читайте им красиво и с выражением.
Пушкин, Маяковский, Бродский, Барто и многие другие, это отличное пособие по ритмике для развития речи.
Многие мамы мне говорят, мол мой ребенок не любит читать или когда я ему читаю. Дети все делают, как вы, если он увидит что вы читаете постоянно, хотя бы просто его книги детские, то со временем просто приучится Доказано!.
Обратите внимание на важные моменты при прочтении:
сила голоса (громкость, логическое ударение,
пауза,
темп и ритм (темпоритм,
мелодика,
эмоциональный тон,
тембр.
Стихотворная речь легко запоминается. При хорошем исполнении стихотворного произведения они чувствуют музыку поэтической речи, постепенно приучаются слышать гармонию русского слова.
Поэтическое слово, музыкальность, напевность стихотворной речи, её ритмичность способствует воспитанию художественного вкуса детей, воспитанию их музыкального слуха.
4. Отсутствие телевизора или сведение его просмотра к минимуму.
Даже если это все такое развивательное и красиво упакованное. Многие мамы заменяют тв мультиками общение.
Никакой просмотр развивающего мультика не научит вашего ребенка говорить.
Ребенок должен видеть вашу артикуляцию губ, когда вы говорите, слышать и видеть ваши глаза, эмоции и движения.
Во всяком случае я предпочитаю давать своему ребенку самое лучшее, что просто в моих силах и просто не навредить.
Я кратко изложила основные моменты для развития речи малявок нашего возраста, хотя пунктов наверняка намного больше. вы можете о них прочитать сами в сети, все открыто и источников полно, главное, чтобы у вас не было лени на это дело.
Как же вести себя родителям маленького молчуна, чего опасаться, когда бить тревогу?
Прежде всего, поговорить со своими родственниками и родственниками мужа. Узнайте, не было ли подобных молчунов в роду ранее. В некоторых семьях имеется свой график речевого развития ребенка, несколько отличный от общепринятого. Такие дети начинают говорить поздно, но к четырем-шести годам полностью нагоняют сверстников и ничем от них не отличимы по своему развитию.
Если у Вас такой случай, не запугивайте себя. Не волнуйтесь. Ребенок заговорит между тремя и четырьмя годами. Просто наберитесь терпения и побольше занимайтесь с малышом. Хотя сейчас он молчит, он прекрасно запоминает новые слова. И словарный запас Вы можете нарастить до того, как он начнет эти слова произносить.
Если известных случаев позднего речевого развития в роду не было, и при этом ребенок получает достаточно внимании и общения, но речевое развитие его задерживается, это тоже не повод для паники. Однако, следует пройти обследование у невропатолога, чтобы убедиться, что нет каких-то причин, из-за которых речевое развитие ребенка задерживается. Так же следует проверить слух малыша. Слабослышащие дети могут слышать и понимать речь, но из-за того, что это связано для них с рядом трудностей, развитие их может идти медленнее, чем у обычных детей. Если причина задержки речевого развития ребенка обнаружится, её устранение решит проблему. Если же препятствий к развитию нет, значит, Вы просто торопите события.
До трех-трех с половиной лет ребенок может не осознавать выгод, которые дает ему речевое общение, и просто не испытывать желания разговаривать. Часто такая ситуация возникает в семьях, где родители очень хорошо понимают ребенка. Малышу не нужно что-либо объяснять, не нужно что-либо просить словами. Как следствие, у него нет потребности осваивать речь.
В данном случае, основной задачей родителей является постоянно создавать для ребенка ситуации, провоцирующие его применить речь. Начиная с таких простых уловок, как произнесение названия предмета с указанием на него (Смотри, птица! Смотри, цветочек) и намеренного непонимания просьб ребенка, до помещения его в среду активно разговаривающих сверстников.
Кроме стимуляции ситуаций, провоцирующих ребенка разговаривать, следует уделять особое внимание играм, стимулирующим тонкую моторику пальцев. Так как зоны головного мозга, отвечающие за тонкую моторику пальцев и артикуляцию, связаны, такие упражнения облегчат малышу освоение новых звуков и слогов, помогут быстрее нагнать сверстников, когда он начнет говорить.
Отдельно следует поговорить о ситуации, в которой ребенок в раннем возрасте перенес физическую или психическую травму. Травмы и потрясения, пережитые в раннем возрасте, могут пройти бесследно, а могут весьма заметно сказаться на развитии малыша. Очень важно, чтобы хороший психолог и невролог помогали Вам в борьбе с последствиями травмы. Не переживайте, по большей части, дети, речевое развитие которых было замедленно из-за травмы или потрясения, к школе догоняют своих сверстников.
Помните: Ваш ребенок не становится хуже других детей от того, что не заговорил так же рано, как они. Вам незачем стесняться его молчаливости. Каждый ребенок уникален и индивидуален в своем развитии. Не позволяйте сомнениям понизить вашу самооценку и Вашу веру в своего малыша. Рано или поздно, легко или с трудностями, но он догонит своих сверстников. А Вы ему в этом по