Харченко Наталия Николаевна
Развитие речи ребенка посредством народного творчества в младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы с глубокого детства помним и используем в своем лексиконе произведения устного народного творчества, такие как загадки, заклички, потешки, песенки, скороговорки, пословицы и поговорки и др. Они так легко отложились у нас в памяти, и наши дети так же легко могут освоить их, и тем самым не просто научиться говорить, но и обогатить свою речь множеством слов родного языка.
Публикация «Развитие речи ребенка посредством народного творчества в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Народное творчество это яркое и своеобразное искусство, которое проявляется из поколения в поколение и является одним из важнейших источников выразительности детской речи. Помимо всего устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, оно отражает его культуру, взгляды на жизнь и общество. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и приобщается к культуре
своего народа, получает первые впечатления о ней.
Ключевое значение фольклор оказывает на воспитание, познавательное и эстетическое развитие ребенка, так как он расширяет кругозор и наполняет знаниями об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Устное народное творчество также способствует развитию фонетических навыков у малышей. В народных песнях и стишках часто используются ритм, рифмы и повторения,
что помогает детям лучше различать звуки и ритмы речи. Они начинают осознавать и
воспроизводить звуки, интонации и ритмы, что является важным этапом в развитии речи.
Кроме того, традиционное народное творчество способствует развитию коммуникативных навыков у детей. Когда они слушают народные сказки или песни, они учатся
общаться с людьми, задавать вопросы и выражать свои мысли. Они также учатся слушать других и понимать контекст, что является обязательным навыком.
Система работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи на материале устного народного творчества включает знакомство с различными жанрами фольклора, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, а также взаимодействие с родителями.
Использование устного народного творчества в дошкольном учреждении помогает повысить уровень речевого развития детей, сделать их речь более выразительной и грамматически правильной. В раннем возрасте развитие речи у детей происходит особенно быстро. Именно сейчас пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Но не у всех детей имеет одинаковый уровень речевого развития. Таким образом один ребенок к трем годам чисто и правильно произносят слова, а другой говорит недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки.
Задача родителей и педагога в этом возрасте учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. А использование устного народного творчества представляется как яркое, красочное представление. Ведь на глазах у детей может разыгрываться целое представление - звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Применение настроения игривости, озорства, веселья, и иногда и некоторого баловства — вот в чём приоритет использования фольклорных форм. Расширяя понимаемую речь ребёнка, формируется активный словарь во взаимодействии со взрослым. Но эта речевая активность сыграет только, если взрослый сумеет завладеть и удержать внимание ребенка.
Педагог, передавая смысловое содержание текста, заряжает детей своим настроением. Ребенок включается в игровое взаимодействие по ходу текста, например, нужно погладить котика, пройти как медведь или крикнуть как петушок. Потешка, присказка, песенки и другие формы устного народного творчества весьма динамичны - каждая строка несёт определённое смысловое содержание, а смысловая фраза в свою очередь рисует целую картину. И если кто-либо из детей не понял первой фразы, то вторая, несущая дополнительную смысловую информацию, ничего не разъяснит. Так теряется нить понимания произведения в целом, в этом и заключается сложность использование фольклора с малышами. Поэтому очень важно получать обратную связь от детей.
В повседневной работе с детьми третьего года жизни используются скороговорки, потешки с целью развития фонематического слуха и формирования грамматического строя языка. Малыши слушают песенки, повторяют хорошо знакомые и любимые, что способствует созданию психологического комфорта. Рекомендуется в течение недели разучивать с детьми две-три песни. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции и симпатию.
Помогают потешки и при подготовке ко сну, и во время одевания на прогулку, и во время умывания, и в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения сопровождаются действиями или наоборот, действия сопровождаются чтением, обыгрыванием их. Важно лишь удачно подобрать потешку, песенку и эмоционально ее рассказать, чтобы ребенок чувствовал отношение взрослого к описываемым ситуациям. Все это помогает детям запомнить и воспроизводить в дальнейшем, веселую потешку, а затем
включать ее в сюжетной игре. Это значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной.
Для выработки хорошей дикции, отчетливого и ясного произношения используются упражнения на звукоподражание. Педагог читает текст, а дети дополняют или произносят отдельные звуки, слова или звукосочетания. Таким образом, используются все возможности произведений устного народного творчества для развития звуковой культуры речи ребенка. Уточнение и интеграция правильного произношения звуков, формирование четкого
произношения слов закрепляется в процессе повторения чистых фраз, заучивания детских стишков, насыщенных определенными звуками. Стишки и потешки, которые предусмотрены для заучивания, используются не только для обучения детей четкому произношению звуков, которые отрабатываются в словах и фразах, но и как упражнения на правильное использование выразительных средств интонации с учетом их содержания. В процессе разучивания с ребенком потешек, стишков необходимо дать пример выразительности их прочтения. Повторяя вслед за взрослым, дети учатся правильно использовать интонационные средства выразительности и развивать речевой слух.
Также развитию слухового внимания и речевого слуха помогают загадки. А развитие голосового аппарата происходит при помощи игровых упражнений, когда ребенку предлагается произнести одно и то же звукосочетание или одну и ту же чистоговорку с различной громкостью, при чтении считалок, потешек то громко, то тихо. В качестве подготовительных упражнений для выработки нужного темпа речи предлагаются строчки из стихотворения с различной скоростью.
Итак, устное народное творчество играет неоценимую роль в развитии речи детей младшего дошкольного возраста. Оно способствует развитию словарного запаса, современных и коммуникативных навыков. Поэтому родителям и педагогам следует поощрять детей к обучению и обучению.