Папки-передвижки

Развитие речи ребенка посредством народного творчества в младшем дошкольном возрасте

Харченко Наталия Николаевна
Развитие речи ребенка посредством народного творчества в младшем дошкольном возрасте

Все мы с глубокого детства помним и используем в своем лексиконе произведения устного народного творчества, такие как загадки, заклички, потешки, песенки, скороговорки, пословицы и поговорки и др. Они так легко отложились у нас в памяти, и наши дети так же легко могут освоить их, и тем самым не просто научиться говорить, но и обогатить свою речь множеством слов родного языка.

Публикация «Развитие речи ребенка посредством народного творчества в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

Народное творчество это яркое и своеобразное искусство, которое проявляется из поколения в поколение и является одним из важнейших источников выразительности детской речи. Помимо всего устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, оно отражает его культуру, взгляды на жизнь и общество. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и приобщается к культуре

своего народа, получает первые впечатления о ней.

Ключевое значение фольклор оказывает на воспитание, познавательное и эстетическое развитие ребенка, так как он расширяет кругозор и наполняет знаниями об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Устное народное творчество также способствует развитию фонетических навыков у малышей. В народных песнях и стишках часто используются ритм, рифмы и повторения,

что помогает детям лучше различать звуки и ритмы речи. Они начинают осознавать и

воспроизводить звуки, интонации и ритмы, что является важным этапом в развитии речи.

Кроме того, традиционное народное творчество способствует развитию коммуникативных навыков у детей. Когда они слушают народные сказки или песни, они учатся

общаться с людьми, задавать вопросы и выражать свои мысли. Они также учатся слушать других и понимать контекст, что является обязательным навыком.

Система работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи на материале устного народного творчества включает знакомство с различными жанрами фольклора, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, а также взаимодействие с родителями.

Использование устного народного творчества в дошкольном учреждении помогает повысить уровень речевого развития детей, сделать их речь более выразительной и грамматически правильной. В раннем возрасте развитие речи у детей происходит особенно быстро. Именно сейчас пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Но не у всех детей имеет одинаковый уровень речевого развития. Таким образом один ребенок к трем годам чисто и правильно произносят слова, а другой говорит недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки.

Задача родителей и педагога в этом возрасте учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. А использование устного народного творчества представляется как яркое, красочное представление. Ведь на глазах у детей может разыгрываться целое представление - звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Применение настроения игривости, озорства, веселья, и иногда и некоторого баловства — вот в чём приоритет использования фольклорных форм. Расширяя понимаемую речь ребёнка, формируется активный словарь во взаимодействии со взрослым. Но эта речевая активность сыграет только, если взрослый сумеет завладеть и удержать внимание ребенка.

Педагог, передавая смысловое содержание текста, заряжает детей своим настроением. Ребенок включается в игровое взаимодействие по ходу текста, например, нужно погладить котика, пройти как медведь или крикнуть как петушок. Потешка, присказка, песенки и другие формы устного народного творчества весьма динамичны - каждая строка несёт определённое смысловое содержание, а смысловая фраза в свою очередь рисует целую картину. И если кто-либо из детей не понял первой фразы, то вторая, несущая дополнительную смысловую информацию, ничего не разъяснит. Так теряется нить понимания произведения в целом, в этом и заключается сложность использование фольклора с малышами. Поэтому очень важно получать обратную связь от детей.

В повседневной работе с детьми третьего года жизни используются скороговорки, потешки с целью развития фонематического слуха и формирования грамматического строя языка. Малыши слушают песенки, повторяют хорошо знакомые и любимые, что способствует созданию психологического комфорта. Рекомендуется в течение недели разучивать с детьми две-три песни. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции и симпатию.

Помогают потешки и при подготовке ко сну, и во время одевания на прогулку, и во время умывания, и в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения сопровождаются действиями или наоборот, действия сопровождаются чтением, обыгрыванием их. Важно лишь удачно подобрать потешку, песенку и эмоционально ее рассказать, чтобы ребенок чувствовал отношение взрослого к описываемым ситуациям. Все это помогает детям запомнить и воспроизводить в дальнейшем, веселую потешку, а затем

включать ее в сюжетной игре. Это значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной.

Для выработки хорошей дикции, отчетливого и ясного произношения используются упражнения на звукоподражание. Педагог читает текст, а дети дополняют или произносят отдельные звуки, слова или звукосочетания. Таким образом, используются все возможности произведений устного народного творчества для развития звуковой культуры речи ребенка. Уточнение и интеграция правильного произношения звуков, формирование четкого

произношения слов закрепляется в процессе повторения чистых фраз, заучивания детских стишков, насыщенных определенными звуками. Стишки и потешки, которые предусмотрены для заучивания, используются не только для обучения детей четкому произношению звуков, которые отрабатываются в словах и фразах, но и как упражнения на правильное использование выразительных средств интонации с учетом их содержания. В процессе разучивания с ребенком потешек, стишков необходимо дать пример выразительности их прочтения. Повторяя вслед за взрослым, дети учатся правильно использовать интонационные средства выразительности и развивать речевой слух.

Также развитию слухового внимания и речевого слуха помогают загадки. А развитие голосового аппарата происходит при помощи игровых упражнений, когда ребенку предлагается произнести одно и то же звукосочетание или одну и ту же чистоговорку с различной громкостью, при чтении считалок, потешек то громко, то тихо. В качестве подготовительных упражнений для выработки нужного темпа речи предлагаются строчки из стихотворения с различной скоростью.

Итак, устное народное творчество играет неоценимую роль в развитии речи детей младшего дошкольного возраста. Оно способствует развитию словарного запаса, современных и коммуникативных навыков. Поэтому родителям и педагогам следует поощрять детей к обучению и обучению.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по сенсорному развитию и развитию речи в младшем дошкольном возрасте «Раскрась петушка»Дидактическая игра по сенсорному развитию и развитию речи в младшем дошкольном возрасте «Раскрась петушка» Цель занятия: учить детей различать и называть красный, желтый и зеленый цвета, повторять простые и относительно сложные фразы. А также.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте» Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте» Что такое мелкая моторика? Под выражением «мелкая моторика» физиологами подразумевается движение мелких мышц кистей рук. Но тут очень.

Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры имеют особое развивающее воздействие – это движение пальцев и кистей рук.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи ребенка посредством народного творчества в младшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 8 июля 2024 в 13:15
+66Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи ребенка посредством народного творчества в младшем дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Харченко Наталия Николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 октября. Всероссийский день ходьбы

В первые выходные октября проводится Всероссийский день ходьбы. Цель праздника — повысить популярность ходьбы как самого доступного и полезного вида физической активности, а также собрать всех любителей...

5 октября. С днем учителя!

5 октября отмечается День учителя — профессиональный праздник работников сферы школьного образования. Дата празднования установлена в честь принятия в этот день в 1966 году ЮНЕСКО рекомендаций о статусе...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД