Елена Назаренко
Развитие речи ребенка от рождения до трех лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тема раннего развития детей (1-3 года) в настоящее время очень популярна, ведь учеными доказано, что в раннем возрасте наилучшим образом развиваются высшие психические функции (внимание, память, мышление, речь).
Все мамы и папы с нетерпением ждут, когда же их малыш скажет свое первое осмысленное слово. Однако проходит немало времени, прежде чем настанет этот прекрасный момент. Ведь речь не возникает сама по себе - для этого должен накопиться определенный словарный запас. Грамотная, чистая и четкая речь приобретается благодаря совместным усилиям родителей и других людей, в окружении которых малыш растет и развивается.
Темочки:
В период до 1 года у ребенка появляются первые слова (мама, папа, баба). Третий год жизни знаменует новый этап в развитии речи ребенка - появление первых словесных сочетаний, т. е. появляется фраза ("акой бибику, я туда сядь" - открой машину, я туда сяду). Этот год характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребенка, он усваивает грамматическую структуру предложения.
Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Ребенок овладевает речью постепенно. Если вы хотите, чтобы Ваш ребенок гармонично развивался, необходимо с ребенком заниматься. Известно, что дети учатся во время игры. Учите малыша всем видам движений, знакомьте его с окружающим миром - рассказывайте о свойствах знакомых ему предметов. Вскоре он начнет узнавать их на картинках, будет знать, какого они цвета, формы и величины. Так, незаметно, благодаря веселым и полезным играм, у него будут развиваться внимание, память, мышление, начнет накапливаться словарный запас.
Иногда бывает так, что малыш может довольно долго не разговаривает и при этом прекрасно понимает окружающих. В таких случаях развитие речи необходимо стимулировать, предлагая ребенку занимательные игры.
Конечно же до трех лет речь ребенка не совершенна - слова искажаются, слоги пропускаются, многие слова непонятны, но важно знать, что к 2,5-3 годам ребенок должен пользоваться фразой.
Для гармоничного развития речи важно создать условия:
- больше общаться с ребенком, разговаривать с ним;
- читать стишки, рассматривать картинки;
- не стоит постоянно предугадывать желания ребенка, например, ребенок показывает на игрушку, но не говорит, а только лишь пользуется жестами. В таком случае попросите ребенка сказать чего он хочет, спросите его, чтобы он ответил вам словами. (просит конфету, достать игрушку и т. д., пусть время от времени он сам скажет чего хочет (чтобы речь развивалась);
- важно развивать мелкую моторику и артикуляционную моторику ребенка.
Ниже приведена таблица, в которой дана последовательность появления тех иных речевых проявлений и обозначены речевые возрастные нормативы их появления. Не стоит жестко оценивать ребенка по данной таблице, т. к. каждый ребенок индивидуален и возрастные нормативы могут варьироваться в сроках и последовательности.
Речевые проявления ребенка Возраст появления
Гуканье, гуление - ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги 1,5-3 мес.
Лепет - ребенок повторяет за вами и сам произносит что-то похожее на слова, но состоящее из одинаковых слогов. 4-5 мес.
Лепетные слова - ребенок пользуется "словами" (ляля, тата, кука, би-би, гав-гав, пип-пи и т. д.). 8 мес. -
1 г. 4 мес.
Двусловные слова - ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова (дай пить, дай мяч). ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если ребенок к 3 годам не строит фраз, необходимо обратить к логопеду. 1 г. 6 мес. - 2 г. 8 мес.
Появление грамматических форм слов - ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам. 2 г. 4 мес. - 3 г. 6 мес.