Валя Золотарева
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить, а взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.
Основная задача любого ДОУ – речевое развитие дошкольников по ФГОС. Благодаря чему, происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребёнка, формирование правильного разговора и мышления. Результаты мониторингов свидетельствуют о том, что в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в способности правильно говорить.
Публикация «Влияние театрализованной деятельности на развитие речи ребенка» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом, и пускают процесс развития речи на самотёк. Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем (слайд 2)
Односложная речь, состоящая из простых предложений;
Бедность речи, недостаточный словарный запас;
Замусоривание речи сленговыми словами;
Бедная диалогическая речь;
Неспособность построить монолог;
Отсутствие навыков культуры речи.
Многие родители полагаются в решении проблемы на детский сад, однако практика показывает, что двух занятий в неделю недостаточно для формирования речевых умений и навыков, развития коммуникативных способностей. Разнообразить речевую практику дошкольников в детском саду мне помогает театрализованная деятельность, именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей : стимулирует речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.
Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой цель – развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятель-ность. (слайд 3)
Определила задачи:
- развивать устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности;
- обогащать словарь детей, активизировать его;
- совершенствовать диалогическую речь, ее грамотный строй;
- способствовать проявлению самостоятельности, активности с персо-нажами – игрушками;
- овладение импровизационными умениями.
В основу моей работы легли методики А. М. Бородич «Методика развития речи», М. М. Алексеевой, Б. И. Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку», В. И. Логиновой «Развитие связной речи». Опираюсь на новинки методической литературы и журналы «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание».(слайд 4)
В процессе игровой деятельности детей я определила уровень развития речи каждого ребёнка. Полученные результаты зафиксировала в индивидуальных диагностических картах, это позволило мне эффективно строить работу, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Считаю, что большую роль в развитии речи детей играет правильно организованная предметно-пространственная среда.
Поэтому при создании предметно-пространственной среды, Я УЧИ-ТЫВАЛА (слайд 5)
-индивидуальные способности ребенка;
-особенности его личностного развития;
-творческие способности, любознательность;
-возрастные особенности;
- особенности речевого развития.
Известно, что выразительность речи детей формируется в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной выразительности у малышей к интонационной речевой выразительности у детей среднего возраста и к языковой выразительности речи детей старших групп.
Для развития выразительности речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы передавать свои эмоции, чувства, желания и взгляды публично, не стесняясь слушателей.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией. Огромную помощь в этом могут оказать занятия по театрализованной деятельности.
Участвуя в такой деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии, побуждает их думать анализировать, делать выводы и обобщать, активировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает придать ребенку робость, связанную с трудностями общения, неуверенность в себе.
Участвуя в спектакле или концертах, ребенок усваивает опыт взрослых естественно и непринужденно. Кроме того в совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера.
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя :(СЛАЙД 6)
- чтение и пересказ сказок;
-просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
-игры драматизации;
-отдельные упражнения по этике.
Театрализованная деятельность детей не проявится сама собой. Огромную роль в этом играет воспитатель, который должен умело направить данный процесс.
Содержания, формы и методы проведения занятий должны пре-следовать одновременно три цели:(СЛАЙД 7)
-развитие речи и навыков театрализованной деятельности;
-создание атмосферы творчества;
-социально-эмоциональное развитие детей.
В своей работе в данном направлении использую следующие формы и приемы работы с детьми (СЛАЙД 8)
Приемы:
-действия с кукольными персонажами;
- действия детей по ролям;
- литературная деятельность;
- музыкальная деятельность;
- разыгрывание с помощью взрослого знакомых сказок, народных песенок, потешек.
Формы:
- беседа о театре;
- творческие упражнения;
- театрализованные игры;
- подвижные игры;
- проведение спектаклей.
Работа по театрализованной деятельности осуществляется в несколько этапов. (СЛАЙД 9)
1 этап — дать игровые упражнения на выработку мимики, жестов и пантомимики.
Например: упражнения на развитие мимики «Съели кислый лимон», «Мы обиделись», «Испугались забияку». Упражнения по обучению жестам: «Покажите высокого мальчика», «Маленького комарика». Упражнения на развитие пантомимики : «Расцвели как цветы», «Полетели как птицы», «Идут пингвины».
2 этап — заучивание стишков, потешек, прибауток. Стараться помочь упражняться в ситуативной речи, активизировать словарь.
3 этап — постепенное овладения умением отвечать на вопросы, пояс-нять, рассказывать без наглядной опоры на предмет или действие.
4 этап — разыгрывание с детьми театрализованных игр по знакомым им произведениям.
Обратите внимание на схему.
(СЛАЙД 10)
В связи с этим можно акцентировать внимание на следую-щем:
-театральная игра должна стать частью занятия;
-проводить такие занятия нужно систематически;
-следует развивать у детей мелкую и общую моторику через различные виды театра (театр теней;
-театрализованные игры можно использовать и как средство для развития речи. (СЛАЙД 11 -14)
На занятиях по развитию связной речи большое внимание уделяю рас-сматриванию иллюстраций и картин, дети описывают предметы и явления, используют различные речевые обороты. В совместной деятельности с детьми провожу логопедические пятиминутки, а в пятницу «час театра».
Практика показала, что работа по развитию речи не будет полноценна без участия семьи. Только в тесном контакте с родителями можно добиться положительных результатов. Поэтому вся моя работа была направлена на повышение компетентности родителей в данном вопросе, для этого мною были разработаны:
1. Консультация для родителей «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка». (СЛАЙД 15)
2. Памятка для родителей «Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности у детей». (СЛАЙД 16)
3. Напечатана статья для родителей в СМИ «Влияние театрализованной игры на развитие речи ребенка». (СЛАЙД 17)
4. Проект «Создаем сказку вместе». (СЛАЙД 18)
Данную работу провожу в тесном контакте с музыкальным руководителем, воспитателями. Вместе подбираем музыку к различным образам сказочных героев, Елена Васильевна отрабатывает различные движения.
Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ (СЛАЙД 19)