Маргарита Глушенцева
Кризис развития ребенка трех лет
▼ Скачать + Заказать документы
Кризисом трех лет называют возрастной кризис, который возникает во время перехода от раннего к дошкольному возрасту; характеризуется он кардинальной перестройкой механизмов личности и возникновением новых качеств личности и сознания ребенка. Также это возникновение нового типа взаимоотношения с окружающим миром.
Этот кризис может длиться как несколько месяцев, так и целый год (иногда захватывает возраст 4 лет). У каждого ребенка индивидуальное развитие. В данный период времени появляются новые социальные навыки, не наблюдавшиеся ранее. В три года начинается становление личности, формирование психики.
Публикация «Кризис развития ребенка трех лет» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
У каждого кризиса есть свои симптомы. Кризис 3-х лет не явился исключением.
1. Упрямство. Нужно отличать его от настойчивости. Если ваш ребенок весьма настойчиво пытается добиться исполнения желания, то это нельзя назвать упрямством. А вот мотивом для упрямства может быть, как раз, настойчивость, а объектом может быть все, что угодно, начиная от игрушек, завершая действиями.
Например, дочку позвали гулять, а она, в свою очередь, отказывается. На самом деле, девочка хочет пойти, но уже не может, потому что ранее уже отказалась.
2. Негативизм. Негативные реакции, кстати, тоже нужно отличать от элементарного непослушания. Негативизм проявляется в нежелании исполнять то, что не хочет, так как это предложили взрослые - родители или воспитатели. Негативизм - реакция конкретно на предложение, а не на действие. Негативизм у ребенка проявляется только по отношению к одному человеку, а всех остальных будет слушаться.
3. Деспотизм. При деспотизме ребенок всеми силами будет стараться подчинить себе всех взрослых. Эта черта часто проявляется в семье, где есть единственный ребенок, а все домочадцы потакают ему, балуют. А вот в семье, где несколько детей, деспотизм может выражаться как ревность.
4. Бунт является ярким симптомом. Выражается он в желании привлечь к себе как можно больше внимания. иногда родителям начинается казаться, что ребенок просто всячески издевается над ними, требуя выполнить все желания. Но это не так.
5. Обесценивание. Обесценивание важности действий и событий проявляется в поломке игрушек, обзывании, кривлянии. Ребенок в этом возрасте постоянно пребывает в конфликте с окружающими. Это поведение напоминает протест. Активный словарь ребенка расширяется с каждым днем, пополняется он словами и фразами, символизирующими отрицание.
6. Строптивость. Похожа на негативизм. Но в данном случае протест направлен на все действия взрослого, которые имеют какое-либо отношение к ребенку.
7. Самостоятельность. Один из важнейших аспектов. Малыш впитывает, как "губка". Учится всему новому, очень любознателен, пытается выяснить все непонятные вещи. Однако, отрицательный момент здесь таков: ребенок берется за дела неподвластные ему в силу возраста. Соответственно, при неудачах возникает истерика.
Кризис в этом возрасте неизбежен. Уже произошло отделение малыша от мамы, но еще нет той достаточной самостоятельности, чтобы справиться со всеми возникающими трудностями, появляющимися на пути ребенка. Чему-то он уже научился, а чему-то еще нет. Привыкает к самостоятельным действиям, а это нелегко! Поэтому и возникает кризис трех лет.
Безболезненный выход из этой ситуации должны обеспечить родители и взрослые, окружающие ребенка.
Спасибо за внимание!