НИНА АРАКЕЛЯН
Развитие речи по средствам художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать речь детей, закрепить умение определять границы структурных частей произведений.
Задачи:
- познакомить детей с жанровым своеобразием сказки;
- дать представление о жанре;
- познакомить детей с особенностями композиции сказок (сказочный зачин, сказочная концовка, наличие троекратных повторов в самом повествовании);
Публикация «Развитие речи по средствам художественной литературы» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- закрепить и обогатить знания детей о разных видах сказок (сказки о животных, волшебные сказки, сказки в стихах, докучные сказки, научить детей отличать положительных и отрицательных героев сказок).
Ход занятия
Дети входят в зал, здороваются с гостями.
Воспитатель:
Ребята, а хотите мы с вами отправимся в необычное увлекательное путешествие туда, где сказки по земле ходят, где Емеля на печке ездит, где царь Кощей над златом чахнет, и где в райских садах яблочки молодильные растут?
В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит,
Сказка - умница и прелесть -
Ей повсюду путь открыт.
Сказок много есть на свете,
Все их очень любят дети,
А чему нас учат сказки,
Отвечайте без подсказки!
Дети:
Сказки учат нас быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу.
Воспитатель:
В сказке добро всегда побеждает зло.
А еще говорят, что сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок.
Почему говорят, что сказка ложь? Что такое ложь?
Дети: Ложь - обман, неправда, враньё.
Воспитатель: А почему же сказка - обман и неправда?
Д[b]ети[/b]: Потому что в сказке происходят события, которых не бывает на самом деле, которые в реальной жизни происходить не могут.
Воспитатель: Сказка всегда преподаёт какой-то урок добрым молодцам. Кто такие «добрые молодцы»?
Дети: Это мальчики, молодые люди.
Воспитатель: А девочек как в старину называли?
Дети: Девочек называли - красны девицы.
Воспитатель: Да, ребята, сказка - это необыкновенная, волшебная история, которая не может происходить в реальной жизни, но она обязательно поучительна и преподает нам урок.
А какие волшебства, чудеса могут происходить в сказках?
В этом нам поможет разобраться волшебный клубочек. Перекатывайте друг другу клубочек. И как только попадёт он к кому-нибудь из вас в руки, так вы сразу называйте волшебство, чудо, которое может происходить в сказках, и никогда не происходит в жизни.
Игра «Волшебный клубочек»
Дети: В сказках животные разговаривают.
В сказках летают на ковре-самолёте.
В сказках лягушка сбрасывает шкуру и превращается в прекрасную царевну.
В сказках фея взмахнёт волшебной палочкой, и тыква превращается в карету.
В сказках Баба- яга на метле летает.
В сказках избушка поворачивается.
В сказках гусли-самоигры заставляют плясать.
В сказках гребешок бросишь - лес вырастает.
В сказках бывают молочные реки и кисельные берега.
Физминутка РЕПКА
Репка выросла большая. Вот какая! Вот какая! (руки в стороны, вверх, вниз)
Дед и бабка тянут репку, но она засела крепко. (наклоны, приседания)
Внучка к ним бежит, бежит, репку вытащить спешит. (бег на месте)
Жучка хвостиком виляет, бабке с дедом помогает. (повороты направо, налево)
Кошка спинку выгибает, кошка когти выпускает. (прогнуться назад)
Помогает дёрнуть репку, но она засела крепко. (приседания)
С мышкой быстро и умело репку вытянули смело. (прыжки вверх на двух ногах)
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, из каких частей состоят сказки и рассказы. А знаете ли вы ребята признаки, по которым мы можем отличить сказку от простого рассказа?
Ответы детей.
У рассказа, сказки всегда есть что? (Начало, середина и конец.)
- О чем говорится в начале? (Начало – это та часть рассказа, в котором называются главные герои, и рассказывается о событии, с которого все начиналось).
Это сказочный зачин, сказки почти всегда начинаются и заканчиваются одними и теми же словами: «Жили – были…»,
«В некотором царстве, в некотором государстве…»
- В средней части разные события сменяют друг друга.
- В конце говорится о том, чем завершилось событие. Все части рассказа подчиняются главной теме. Без каждой части рассказ просто невозможен.
Это сказочная концовка, сказки заканчиваются такими словами:
«И стали они жить-поживать и добра наживать…»,
«Вот и сказочке конец, а кто слушал –молодец…»,
«И я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…».
Театрализация по сказке Владимира Сутеева «Мешок яблок»
РОЛИ К СКАЗКЕ:
Автор, Заяц, Ворона, Медведь, Белка, Ёжик, Коза, Крот. Зайчиха, Волк, Зайчата
АВТОР: Владимир Григорьевич Сутеев «Мешок яблок».
Ходил Заяц с мешком по лесу, искал грибы-ягоды для своих зайчат, но, как назло, ничего ему не попадалось. И вдруг посреди зелёной поляны увидел он яблоню. А яблок румяных на ней и под ней - видимо-невидимо! Не долго думая, раскрыл Заяц свой мешок и стал в него яблоки собирать.
ЗАЯЦ: Ах, гостинцы хороши! Будут рады малыши!
Ушастик, пушистик, звонок, прыгунок,
Все по лавкам прыг, да скок.
ВОРОНА:Карр! Карр! Да что это делается! Что за безобразие! Каждый сюда приходит, каждый себе набирает, так ни одного яблока не останется!
ЗАЯЦ:Напрасно каркаешь, здесь яблок на весь лес хватит. А у меня зайчата дома голодные сидят.
Все зайчата папу ждут,
Всех по разному зовут
4 сыночка и лапочка дочка
Я люблю зайчишек нежно, обожаю малышей!
АВТОР: Набрал Заяц полный мешок яблок. Мешок тяжёлый. С трудом потащил его заяц. И вдруг навстречу ему медведь.
МЕДВЕДЬ:Чего испугался, заяц! Не бойся, не трону. Ну, рассказывай, что у тебя там в мешке?
ЗАЯЦ: Вот. Яблоки! Берите, угощайтесьдядя Миша! У меня их много!
МЕДВЕДЬ: (попробовал) Ничего яблочки! Освежают!
АВТОР: Идет заяц дальше, а навстречу ему белка по деревьям скачет.
БЕЛКА: Дяденька Заяц! Дяденька Заяц! Дайте мне яблочек!
ЗАЯЦ: Угощайтесь! Кушайте, на здоровье, белочка! У меня яблочек много!
БЕЛКА: Спасибо, дяденька заяц!
АВТОР:Отправился заяц дальше, навстречу ему старый его друг, ёжик.
ЗАЯЦ:Куда идёшь, Колючая Голова?
ЁЖИК:Да вот, за грибами собрался, а грибов нигде не видно. Хожу с пустой корзинкой.
ЗАЯЦ:Ты лучше у меня яблок возьми. Бери, не стесняйся, у меня их много!
(Насыпал Ежу полную корзину яблок) ЁЖИК: Спасибо, тебе, друг мой, заяц! Выручил ты меня!
АВТОР:Вышел Заяц на лужок, а там Коза гуляет.
КОЗА:Бе-е-е… Здравствуй, заяц. Чего несешь….
ЗАЯЦ: Да, вот, яблок несу своим деткам! Угощайся, коза!
КОЗА: Спасибо, очень вкусные яблочки! Скоро увидимся, заяц!
АВТОР: Ходил, ходил Заяц и устал. Присел было на какой-то бугорок, как вдруг вылез из земли крот…
КРОТ: Кто тут?
ЗАЯЦ: Это я – заяц!
КРОТ:А-а-а… здорово, косой! Давненько мы с тобой не виделись! А чем это так вкусно пахнет? Постой, это же яблоками пахнет!
ЗАЯЦ:Ага, угадал, приятель! На вот, попробуй!
КРОТ:Спасибо, дружище! Скоро увидимся!
АВТОР: А в заячьем домике давно ждут папу-Зайца. Чтобы скоротать время, мама-Зайчиха рассказывает сказку своим голодным зайчатам. И тут кто-то постучал в дверь.
БЕЛКА:- Вот! Это вам мама просила передать!
ЗАЙЧИХА: Чудеса.
ЁЖИК: (стучит в дверь) Хозяин дома?
ЗАЙЧИХА: Да нет. Как с утра пошёл, так и не возвращался.
ЁЖИК: Хозяина сегодня твоего в лесу встретил! Яблок он набрал полный мешок!
ЗАЙЧИХА: Да вот что-то нету его!
ЁЖИК:Наверное мешок очень тяжелый, вот он и запаздывает! Возьмите и от меня гостинцев вам и вашим зайчатам! А я пойду пожалуй…. Вы зайцу от меня кланяйтесь!
КОЗА (стучится в дверь)Бе-е-е-е! Есть кто-нибудь дома…
ЗАЙЧИХА: Да, да, есть!
КОЗА:Здравствуй, соседка! Это для ваших детей я принесла капусты и крынку молока!Капуста нынче хорошая уродилась. Кушайте на здоровье!
(Со стуком откинулась крышка подпола, и показалась голова Крота)
КРОТ:Это дом Зайца?
ЗАЙЧИХА:Да, мы тут живём,
КРОТ: Значит, я правильно подкоп вёл!
(полетели из подпола всякие овощи: морковка, картошка, петрушка, свёкла)
КРОТ:Привет Зайцу!
ВОРОНА:Карр! Карр! Всем яблоки раздавал, а меня хоть бы одним яблочком угостил!
ЗАЯЦ:Вот. Самое лучшее! Клюй на здоровье!
ВОРОНА:Очень мне нужно твоё яблоко, я их терпеть не могу! Карр! Карр! Что делается! Родным голодным детишкам пустой мешок несёт!
ЗАЯЦ:А я. А я сейчас обратно в лес пойду и снова мешок полный принесу!
ВОРОНА:Куда же ты пойдёшь, глупый! Смотри, какая туча собирается!
ВОЛК (возле яблони): Тебе что здесь нужно?
ЗАЯЦ:Я. Яблочки хотел собрать. Зайчатам.
ВОЛК: Значит, ты яблочки любишь?
ЗАЯЦ: - Лю. Люблю.
ВОЛК:А я зайцев очень люблю!
(Бросается на зайца. Заяц одевает мешок на голову волку)
АВТОР:Уже поздно ночью приплёлся Заяц к своему дому. А дома давно крепким сном спали сытые зайчата. Только одна Зайчиха не спала: тихо плакала в своём уголке.
(Стук в дверь. Зайчиха подбежала к двери: на пороге стоял Заяц).
ЗАЯЦ: Я ничего. совсем ничего вам не принёс.
ЗАЙЧИХА: Зайчик мой бедный!
(Сильный стук в дверь)
ЗАЯЦ:Это он! Волк! Заприте дверь! Прячьтесь все!
(Зазвенели стёкла, распахнулось окошко, и появилась большая голова Медведя)
МЕДВЕДЬ:Вот! Держи от меня подарок. Мёд настоящий, липовый.
ВОРОНА: Никак ума не приложу: как могло из пустого мешка столько добра появиться?
Главный смысл сказки В. Г. Сутеева «Мешок яблок» состоит в том, что надо быть отзывчивым и щедрым и добрые дела обязательно вернутся к тебе сторицей.
Сказка В. Г. Сутеева «Мешок яблок» учит нас делиться с окружающими тем, что у нас есть. Заяц не жадничал и делился со всеми зверями своими яблоками. А в итоге его семья получила ответный подарок – много разнообразной и вкусной лесной еды.