Любовь Гудеева
Развитие речи «Описание деревьев»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи " Описание деревьев"
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.
Публикация «Развитие речи „Описание деревьев“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Цели: учить сравнивать деревья, описывать их, передавать характерные особенности внешнего строения разных видов деревьев; упражнять в употреблении существительных множественного числа.
Целевые ориентиры дошкольного образования: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при разгадывании загадок; владеет навыками самообслуживания, интересуется изобразительной детской деятельностью (лепка березы и елочки); активно участвует в подвижных играх.
Материалы и оборудование: пластилин, рисунок «Лабиринт» (см. п. 3, прикрепленные к спинкам стульчиков картинки с изображением деревьев разных видов и деревьев, разных по высоте и по толщине ствола.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент. Повторение названий деревьев.
Воспитатель показывает картинки с изображением деревьев, дети называют их.
2. Отгадывание загадок.
Я прихожу с подарками, Что же это за девица:
Блещу огнями яркими, Не швея, не мастерица,
Нарядная, забавная, Ничего сама не шьет,
На Новый год – я главная! (Елка.) А в иголках круглый год.
(Ель, сосна.)
Средь темна леса В золотой клубочек
Красная девушка стоит. (Рябина.) Спрятался дубочек. (Желудь.)
У меня длинней иголки, Разбежались по опушке
Чем у елки. В белых платьицах подружки.
(Березы.)
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке. (Сосна.)
3. Игра-лабиринт «Куда упали листья?».
Дети на картинке-лабиринте определяют, куда упали лист клена, дуба, рябины.
4. Игра «Какой бывает лес?».
Воспитатель. Если в лесу растут одни березы, то это березовая роща; если растут только дубы, то это – дубрава; если растут только ели, то это – ельник, а если сосна – то это сосновый бор.
Вопросы:
– Какие деревья растут в дубраве?
– Как называется место, где растет много елей?
– Какие деревья растут в сосновом бору?
– Что такое березовая роща?
5. Сравнение.
Воспитатель. Какие бывают деревья по высоте? По толщине?
Задание (на индивидуальных рисунках). Раскрасьте птичку, которая сидит на дереве с самым толстым стволом, синим цветом. Раскрасьте птичку, которая сидит на дереве с самым тонким стволом, желтым цветом.
Покажите деревья по порядку от самого тонкого до самого толстого, от самого низкого, до самого высокого.
6. Описание деревьев.
ДУБ
Дуб могучий, большой. У него толстый ствол. Плоды дуба – желуди. Из желудей вырастают новые молодые дубки.
Вопросы:
– Дуб большой или маленький?
– Какой у него ствол?
– Какие плоды у дуба?
– Опишите дуб.
СОСНА
Листья сосны – это иголки. Они называются хвоей. Сосна – полезное дерево. Она очищает воздух. Сосна зимой и летом зеленого цвета. Плоды сосны – шишки.
Вопросы:
– Как называются листья сосны?
– Какую пользу приносит сосна?
– У сосны опадают иголки?
– Какие плоды у сосны?
БЕРЕЗА
Белоствольная, кудрявая, шелковистая – такими ласковыми словами называют березу. О ней сложено много стихов и песен. Береза дает вкусный и полезный сок. Только собирать его надо осторожно, чтобы не повредить дереву. Осенью листья березы желтеют и опадают. Плоды березы – сережки.
Вопросы:
– Почему березу называют белоствольной?
– У березы листья опадают осенью?
– Какие плоды у березы?
7. Игра «Найдите дерево».
По комнате расставлены стулья. На их спинки прикреплены изображения деревьев. Воспитатель описывает дерево, затем дает сигнал: «Раз, два, три! К дереву беги!» Дети находят картинку с нужным деревом, бегут к ней и становятся около нее.
8. Лепка березы и елочки.
Береза.
Воспитатель напоминает, что ствол березы – белый, веточки напоминают дуги; наверху они короткие; чем ниже, тем длиннее.
Инструкция. Раскатать из белого пластилина колбаски, снизу толще, вверху – заострить кончик. Накатать тонких белых колбасок, поочередно закрепить каждую по обе стороны ствола. Прижать один конец веточки у ствола, изогнуть веточку дугой по направлению вниз, закрепить другой конец. По стволу нанести пятнышки пластилином черного цвета.
Елочка.
Воспитатель напоминает, что у елочки – прямой ствол, ветки растут от нижней части ствола до самого верха, внизу – самые длинные, вверху – самые короткие.
Инструкция. Раскатать колбаску из пластилина коричневого цвета – ствол, прижать ее к основе посредине, расплющить внизу. Сделать несколько зеленых колбасок и, сгибая каждую уголком, расположить на стволе дерева снизу вверх, начиная с длинных веток, расплющить, стекой распушить нижнюю часть веточек.
9. Рефлексия.
– Что вы узнали на занятии о деревьях?
– Какие игры вам понравились?