Ирина Панова
Развитие речи на уроках чтения младших школьников школы 8 вида
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи на уроках чтения младших школьников школы 8 вида.
Воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь. Развитие речи учащихся в настоящее время является одной из приоритетных задач школы. Без систематического обогащения устной и письменной речи учащихся невозможно эффективное повышение культуры речи детей, их общего литературного развития. Развитие устной речи происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов. Разнообразие тематики бесед, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов.
Публикация «Развитие речи на уроках чтения младших школьников школы 8 вида» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид)
- Начальная школа. 1-4 классы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Развитие речи - одна из важнейших проблем в начальной школе. Свести обучение лишь к изучению грамматической или синтаксической роли ее нельзя, так как речь связана с мышлением. Научить ребенка говорить - значит научить его мыслить. Развитие устной и письменной речи имеет в жизни человека большое значение. Это не только успешная учеба в школе, но и умение выразить свои мысли, чувства, быть интересным собеседником. Для школьника развитие связной речи имеет исключительное значение, особенно для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, так как выступает решающим фактором успешного овладения всеми учебными предметами.
В современной педагогике превалирующим дидактическим принципом является принцип коммуникативности, предполагающий развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретного предмета, усвоение учащимися элементарных терминов и понятий, осознанное оперирование ими, что делает данную работу более актуальной.
С первых дней обучения в школе проводится целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме в виде различных упражнений.
В этом году я работаю с классом, в котором 16 человек. Из них 5 обучающихся с диагнозом 8 вида и один обучающийся с нарушением интеллекта (глубокая умственная отсталость). При поступлении в школу эти дети предпочитали игру всем видам деятельности, были крайне непосредственны в своем поведении, неумелы в самообслуживании. Они плохо включались в учебную деятельность, не воспринимали и не выполняли школьных заданий. Эти дети имеют разные по степени выраженности отклонения в развитии всех компонентов языковой системы, а именно:
• Артикуляционной моторики, звукопроизношения;
• Фонематического восприятия;
• Слоговой структуры слога;
• Навыков словообразования и языкового анализа;
• Словарного запаса;
• Грамматического строя речи;
• Понимания и моделирования логико-грамматических конструкций и связной речи в целом.
Большинство учащихся испытывают затруднения в овладении чтением и письмом : 4 человека нуждаутся в занятиях с логопедом. У всех детей снижена работоспособность, низкая познавательная активность, недоразвитие психосенсорных процессов.
Учитывая вышеизложенное, были намечены следующие направления работы:
1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет точная четкая, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба). Поэтому в начале урока чтения я провожу речевую разминку, в которую включаю различные речевые упражнения:
а) Артикуляционная гимнастика, которая полезна для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти;
б) Дыхательно-голосовые упражнения (дополнение к артикуляционной гимнастике);
в) Фонетическая зарядка (звукоподражание);
г) Пальчиковая гимнастика - является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму, является мощным средством, стимулирующим развитие мышления ребенка;
д) Чистоговорки, скороговорки - являются эффективным средством развития экспрессивной речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи.
2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений, развитие слогового анализа и синтеза.
В процессе овладения навыком чтения большое значение имеет умение анализировать слово на составляющие его слоги.
С этой целью использую дидактические игры: «Подбери слова», «Угадай-ка», «Сколько звуков» и др.
3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
Также, для расширения и обогащения активного словарного запаса мною на уроках используются элементы устного народного творчества, что помогает открыть учащимся «глаза в мир», активизирует их мыслительную деятельность, развивает их душевные качества, формирует потребность к самосовершенствованию, самообретению, саморазвитию.
Загадки требуют от отгадывающего неординарного мышления. Отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку. В своей работе я использую загадки-вопросы, загадки-задачи, загадки-иносказания, загадки-описания. Все они помогают увидеть в обыкновенном - необыкновенное и, наоборот, в необычном - обычное, в быте - поэзию. Свое преподавание я стараюсь строить так, что бы оно не только захватило ум, но и развивало бы чувства ребенка. Ведь создание на уроках атмосферы творческого поиска, высокого эмоционального тонуса не самоцель, не дополнение или украшения к урокам, а необходимое условие для получения знаний.
4. Формирование связной речи.
С целью формирования связной речи у этих детей, использую следующие приемы:
а) Обучение разным видам пересказа (подробный, краткий, выборочный, творческий);
б) Составление рассказа по серии картинок;
в) Составление рассказа по сюжетной картинке;
г) Составление рассказа по предложенному плану;
д) Составление рассказа по заданному началу и концу.
С первых дней детей в школе провожу в начале урока речевую разминку, в которую включаю различные речевые упражнения:
1. Фонетическая зарядка.
Как дудят в дудочку? (Ду-ду-ду)
Как жужжит шмель? (Ж-ж-ж)
Как кричит осел? (Иа-иа!)
Как вскрикивают от испуга? (Ой!)
2. Чтение чистоговорок, скороговорок.
Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.
Ло-ло-ло - на улице тепло.
Лу-лу-лу - стул стоит в углу.
Оль-оль-оль - мы купим соль.
Ра-ра-ра - начинается игра.
По слоговой таблице дети сами придумывают чистоговорки.
Скороговорки:
Лара у Вали
Играет на рояле.
Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.
В поле полет Фрося просо,
Сорняки выносит Фрося.
3. Проведение игры " Я начну, а вы продолжите…"
Плачет киска в коридоре.
У нее большое горе.
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски!
Качу, лечу во весь опор.
Я сам шофер, я сам мотор.
Нажимаю на педаль
И машина мчится вдаль…
Подарил мне папа льва,
Ох и струсил я сперва.
Я два дня его боялся,
А на третий он сломался.
Целый день сегодня шью
Я одела всю семью.
Погоди немножко, кошка,
Будет и тебе одежка.
Мне нужны такие вещи:
Молоток, тески и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней сноровка
В данном упражнении я люблю использовать небольшие стихи Б. Заходера, которые при чтении сопровождаются движениями, жестами, мимикой. Порою обычное чтение стихотворений превращается в мини- спектакли, где дети играют роль артистов.
4. Проведение диалогов в стихотворной форме.
Вместе : Мы идем лесной тропинкой.
А куда не знаем сами.
Учитель: За малиной?
Дети: За малиной!
Учитель: За грибами?
Дети: За грибами!
Вместе : Светит солнце золотое
Сквозь зелёные оконца.
Учитель: Может мы идём за солнцем?
Дети: Что же
Может и за солнцем!
Вместе: Может, белка попадётся
Может, ёжик ждёт нас где-то.
Мы идем гурьбой весёлой
Ясным утром
В гости к лету!
Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений. В качестве примера могу предложить следующие упражнения для развития речи :
"Волшебные кляксы".
Цель: развитие воображения и речи. Заранее изготавливается несколько различных клякс. Дети по желанию рассказывают, на что похожи кляксы.
"Сочиняем сказку".
Цель: развитие творческого воображения и речи на этапе повторения пройденного. Детям предлагается сочинить сказку: о теме можно договориться. Сказки обсуждаются.
Активизировать учебный процесс, сделать его интересным и творческим, мне помогает использование приема стихотворчества на уроках в начальных классах.
Начинаю работу с первого класса. На уроках обучения грамоте, при изучении букв, использую прием рифмования, начиная работу от простого к сложному. Например, дается задание закончить фразу в рифму. Для этого использую загадки, чистоговорки, перевертыши, путаницы. Данные упражнения могут использоваться при изучении новой буквы, звука, а также в целях языковой разминки. Дети учатся рифмовать. Даются задания типа:
1. "От порога до порога нас ведет с тобой … (дорога)", … (Подбирается слово в рифму, подходящее по смыслу.
2. Чистоговорки :
Са - са - са - у Марины есть коса.
Ок - ок - ок - нам понравился урок.
Да - да - да - в небе яркая звезда.
Ке - ке - ке - мы играем на катке.
3. Из данных слов, состоящих из двух - трех слогов, найти созвучные слова:
ка - ток Ан - тон
то - пот хло - пок
ту - ман ста - кан
мо - ток ше - пот
Задания такого вида развивают наблюдательность, формируют умение сравнивать.
Мне хотелось бы рассказать о своём опыте работы по формированию положительной мотивации у детей начальных классов с помощью стихотворства.
Эта работа проходила сначала на уроках обучения грамоте, затем на уроках чтения, внеклассного чтения. Начинала я с того, что на уроках по обучению грамоте применяла очень много стихотворного материала: сказки, загадки, стихи о буквах и звуках. Например: «Эта буква хороша и похожа на жука», (С,Я. Маршак «Азбука в картинках», «Про всё на свете», «Забавная азбука» и др.).
С целью устранения разного рода неточностей в произношении и выработки чёткой дикции дыхания ритма чтения я использовала материал из книги «Учимся играя» В. В. Волиной.
В период обучения грамоте включаю различные упражнения по рифмовке слов:
4. Дополни слоги до слов.
са - чай -
ка - май -
да -
ма -
(сани, каша, Даша, Маша) (чайник, майка)
? - чик? - лень
? - чик? - лень
(мальчик, зайчик) (тюлень, олень)
5. Придумай рифму к слову:
Полка (пилка, булка, зайка, майка)
6. Игра «Доскажи словечко».
Как зовут меня, скажи.
Часто прячусь я во ржи.
Скромный, полевой цветок,
Синеглазый … (василек).
7. Отгадай ребус и составь стишок.
- ечка
- ечка
- ечка
- ечка
(Печка, свечка, речка, овечка)
В доме затоплена печка,
Мигает зажженная свечка,
Льдом покрылася речка,
Дремлет в хлеву овечка.
8. Задумай предмет и опиши его в стихах с помощью прилагательных.
Зелёное, шершавое,
Вкусное и длинное.
(Огурец.)
Проводимая мною работа с детьми по стихосложению, развивает творческие способности, воображение, вызывает положительные чувства.
На уроках русского языка дети знакомятся с понятием рифма и задания усложняются. Ребята сами подбирают к определенным словам рифмованные слова. Например, маска - каска, краска и так далее. Упражнения можно разнообразить по фонетическим признакам: заменить звуки, добавить звук, убрать звук и т. д. Задания занимательного характера помогают формировать положительную мотивацию к учению, а также развивают творческое мышление.
Рифмование поговорок - это начало работы над культурой речи, так как особое внимание здесь уделяется правильному звукопроизношению слова и правильной постановке ударения. Данные упражнения способствуют формированию «языкового чутья», улавливание «на слух» неточностей, способствуют предупреждению ошибок. Например:
«Съел Валерик вареник,
А Валюшка ватрушку».
9. Задания на выбор слов, подходящих по смыслу:
Например:
«Хороша у Тани строчка,
А в конце большая … (бочка, точка, почка)»
«Прыгал птенчик по дорожке,
И клевал большие … (мошки, крошки)».
«Взлетает вверх, как легкий пар,
Зовут его воздушный … (шар)».
10. Работа с фразеологизмами.
Чтобы речь стала легкой, понятной, выразительной, не изобиловала бы лишними словами, следует, конечно, потрудиться. Одними из помощников образной и выразительной речи являются фразеологизмы.
О ком так говорят?
Белая ворона звезд с неба не хватает
Гусь лапчатый правая рука
Желторотый птенец язык без костей
Собаку съел семь пядей во лбу
Замени фразеологические обороты словами-синонимами.
В час по чайной ложке (медленно)
Рукой подать (близко)
Кривить душой (лгать)
Повесить нос (грустить)
Себе на уме (хитрый)
Гонять лодыря (бездельничать)
Во все лопатки (быстро)
Раз два и обчелся (мало)
Куры не клюют (много)
Кожа да кости (худой)
Составлен фразиологический словарь для 1 и 2 ккласса (Приложение)
11. Разгадывание кроссвордов.
На уроках дети учатся строить связные высказывания разных типов. Преобладает в знаниях по развитию речи по прежнему устная речь: устные рассказы о событиях из жизни, о своих впечатлениях, наблюдениях. Задача учителя состоит в том, чтобы вести каждого, даже самого слабого, к знаниям в мир, богатый интеллектуальной жизнью. В современной начальной школе уделяется большое внимание развивающей направленности образовательного процесса. Особенности развития личности младшего школьника во многом определяют успешность его обучения, овладение им учебной деятельностью, формирование у него общеучебных умений и навыков. Одним из таких общеучебных навыков является навык чтения. За последнее десятилетие не мало вопросов было посвящено этому вопросу-исследованию процесса чтения, особенно в начальной школе.
Зная уровень подготовки класса для посильного самостоятельного чтения (особенно для детей с низкой скоростью чтения) предлагаю перечитывание понравившихся стихов и сказок. Это стимулирует у них развитие смысловой догадки, способствует чтению целыми словами, приносит радость от общения с любимой книгой.
Немалое значение в развитии интереса к чтению и повышение скорости чтения имеют каждодневные упражнения в аудировании. Убеждена в том, что если ученик следит глазами за неторопливым выразительным чтением учителя, то скорость восприятия графических знаков, а значит и скорость чтения у него увеличивается.
Для развития речи младших школьников можно вести работу по скороговорению. Для снятия напряжения во время урока провожу с детьми минутку скороговорок. Проговариваем в разном темпе, с разной интонацией. Например, скороговорка: «Белые бараны били в барабаны». Нужно проговорить её с чувством радости, удивления, грусти, с вопросительной интонацией. Иногда проговариваем, сопровождая хлопками, взмахами рук. Провожу в классе конкурс скороговорщиков. Для этого ребята заранее подбирают скороговорки. Опять же дети учатся находить новые скороговорки в журналах, различных книгах, тоесть привлекается дополнительная литература. Скороговорение способствует развитию коммуникативных навыков младших школьников, изменению отношения к слову, дарит великую эстетическую радость.
Так же ученики делают рисунки к произведениям, подбирают название, работают с карточками, где записаны предложения, которые нужно объединить в рассказ.
В обучении детей я использую различные виды пересказов, составление устных портретов, нахождение ключевых слов, инсценирование, рисование кадров к мультфильмам, отгадывание кроссвордов.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение; выполняя разнообразные виды упражнений: рассказы, сочинения, изложения, монологические задания: сжатые и подробные пересказы, по наблюдениям, по сериям картин, составление сказок, выполнение речевых разминок ведут к развитию речи учащихся. В развитии речи нужна долгая кропотливая работа учеников и учителей. Систематическая работа обязательно приведёт к успеху.
В конечном итоге предполагается получить следующие результаты:
• улучшение памяти; смекалки; воображения; связной речи;
• увеличение скорости мыслительных операций;
• развитие гибкости ума (способности переключаться с одной работы на другую);
• повышение грамотности учащихся.