АНТИПОВА
Развитие речи младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи младших школьников
Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приобретенные средства для достижения этого - культура речи и культура общения.
Публикация «Развитие речи младших школьников» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Общеизвестно, что овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально активной личности.
Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому.
Каждый, кто знаком с проблемами изучения русского языка в начальных классах, знает, какое большое значение придает школа развитию речи учащихся. Новый образовательный стандарт предусматривает развитие коммуникативных УУД. А это и умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, и умение высказывать свою точку зрения на события и поступки, и умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом жизненных ситуаций, и умение выполнять различные роли в группе, и умение сотрудничать в паре. Учителям хорошо известно, что многие дети испытывают существенные затруднения при выражении своих мыслей и чувств в связной форме. Письменные и устные высказывания младших школьников нередко отличаются бедностью мысли и языка, имеют композиционные недостатки, изобилуют многочисленными речевыми ошибками и погрешностями. Богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей и в природе, и в жизни вообще. Однако есть несколько условий, без которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.
Первое условие – потребность детей высказываться, второе – о чём нужно сказать, т. е. наличие содержания; третье – создание хорошей речевой среды.
Язык усваивается ребёнком в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого, конечно, недостаточно.
Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в работе по всем предметам, в частности, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
В настоящее время уже ни у кого не возникает сомнения в том, что молодое поколение должно быть готово к творческой деятельности, обладать поисковым мышлением, иметь высокий уровень интеллектуального развития.
В методической литературе всё чаще появляются статьи учителей, рассказывающие об опыте проведения различных видов работы по развитию речи учащихся. И это понятно: однообразие видов работы создаёт скуку на уроках, не оставляет живого следа в сознании детей, не прививает им любви к родному языку. Чтобы избежать этого, учитель должен шире использовать различные виды творческих работ. Проведение их на различных уроках является эффективнейшим приёмом закрепления знаний учащихся, развития коммуникабельности каждого ребенка.
В связи с этим мною было определено исследование по этой проблеме. Цель исследования – провести наблюдения по развитию познавательной мотивации школьников через коммуникативный подход к развитию речи детей. В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи: на основе изучения литературы, найти и обосновать подходы к исследованию; разработать систему развития речевых умений, обеспечивающих развитие познавательной мотивации учащихся; в соответствии с разработанной системой проверить и изучить познавательную активность своего класса. Детям было предложено написать сочинение на тему: «За что я люблю свою школу». Цель такого вида деятельности – выявить положительные и отрицательные факторы пребывания детей в учебном заведении, и на основе полученных результатов строить свою дальнейшую работу. Результат был неожиданным: многие дети написали, что в школе им нравятся уроки окружающего мира, русского языка и математики, потому что на них они учатся делать открытия, а это очень интересно – собственное открытие! Потому что они решают задачу не в одиночку, а в группах; есть возможность добыть материал в энциклопедиях, словарях, справочниках, сети Интернет, друг у друга. Третьи выделили интересные занятия в спортивных, художественных кружках, секциях. Но некоторые затруднялись ответить на этот вопрос, т. к. в силу особых причин испытывали некоторый дискомфорт в школе (некоммуникабельные дети, неблагополучные семьи). Это исследование было взято за основу проведения уроков и внеурочной деятельности таким образом, чтобы всем было интересно, т. е. исходя из пожеланий детей. На основе этого было принято решение – раз детям нравится делать открытия на уроках – применять этот вид деятельности на каждом уроке при знакомстве с новым материалом. Если детям нравится работать в группах – сделать это возможным как можно чаще. Вовлечь некоммуникабельных детей в интересные для них виды деятельности. Соответственно, чтобы сделать открытие, надо напрячь свою мыслительную деятельность и составить нужное сообщение, применяя УУД – развитие коммуникативной деятельности. Надо продумать свою мысль, чтобы ее поняли другие. Происходит продуманное составление своего сообщения. Идет активная работа по развитию мыслительной деятельности, развития речи, внимания и памяти. Таким образом, возникнет положительная мотивация к обучению, и будет положительная коммуникативная деятельность исключительно каждого ребенка.
Наиболее оптимальными были определены такие модели уроков по развитию речи и коммуникабельности, как творческое списывание, творческий диктант; творческое изложение; творческое сочинение; урок с опорой на презентацию, словари, справочники, энциклопедии, хрестоматии; творческие проектные и исследовательские уроки и аналогичные виды работ во внеурочной деятельности.
Все эти виды работ проводятся в определённой системе, начиная с таких, которые требуют от учащихся меньшей самостоятельности. Первой ступенькой в этой работе является творческое списывание.
Творческое списывание, прежде всего, должно быть сознательным. Сознательным же оно может быть только в том случае, если учащиеся понимают содержание текста, умеют пересказать его, объяснить правописание слов с уже изученными орфограммами.
Творческое списывание обычно усложняется заданиями, связанными с развитием речи. Прежде чем проводить списывание, хорошо отрабатывается правописание орфограмм, над которыми учащиеся будут работать. Задание должно быть чётко сформулировано и разъяснено учащимся.
Творческое списывание, как и творческий диктант, изложение, может быть обучающим и контрольным. Обучающее творческое списывание проводится на уроках закрепления орфографического правила. Работа проводится так: учащимся предлагается текст с пропущенными словами, написание которых надо проверить. В ходе работы над текстом дети подбирают пропущенные слова, проводят орфографический разбор, затем текст списывают в тетради. Можно предварительно не работать над текстом, а предложить учащимся выполнить эту работу самостоятельно. Проверка обучающего творческого списывания проводится в классе после выполнения работы.
Свободный диктант подготавливает учащихся к более сложному виду работы – изложению. Если в данном диктанте учащиеся запоминают 2 – 3 предложения и тут же их записывают, то при изложении текста ученик должен целиком запомнить его и изложить в логической последовательности.
Творческие изложения вырабатывают у учащихся умение самостоятельно излагать свои мысли, являются первыми ступеньками к сочинению.
Сочинение является наиболее трудным видом творческих работ. Творческие сочинения разнообразны по видам и характеру заданий: сочинение-рассуждение, сочинение-описание, сочинение-повествование.
Сочинение, как вид творческой работы, занимает в педагогической практике особое место. Сочинение – одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его социального отношения к жизни.
Школьное сочинение представляет собой результат продуктивной речевой деятельности и является, с одной стороны, предметом обучения, с другой – средством достижения конечной цели: формирования коммуникативно-речевых умений учащихся. Оно позволяет одновременно решать задачи обучения, развития и воспитания школьников.
В УМК «Перспективная начальная школа» есть учебники русского языка ч. 2, под редакцией Чураковой Н. А., хрестоматии по окружающему миру и литературному чтению, программы по внеурочной деятельности, в которых достаточно много материала для развития речи учащихся. Начиная от простого и переходя к более сложным видам деятельности, дети обучаются составлять предложения, определять тему текста и его главную мысль, находить смысловые части текста, составлять тексты-миниатюры по определенным темам. Так же здесь имеются различного вида словари, которыми дети смогут воспользоваться при письменном оформлении своих мыслей.
Работа над сочинением начинается задолго до написания самого сочинения. В качестве тренировочного упражнения могу предложить детям задание: Придумайте для игры «Узнай по описанию» небольшие тексты по теме «Природа зимой». Работа выполняется в парах. Очень ярко и чётко проявляются индивидуальные особенности детей при работе по этой теме. Активны те дети, которые придумали тексты, но ещё более активны дети, которым трудно было выполнить это задание, но зато как легко и интересно отгадать, о чём же это придумал описания его сосед по парте? В следующий раз выполнение такого задания окажется по силам и ему. Дети с особым интересом выполняют такие задания. Здесь и загадка, и творчество, и дополнительный материал для написания сочинения, и исследование природных явлений, и самоутверждение – «А я тоже так смогу!». Такой вид деятельности хорош для раскрытия творческих способностей детей, для развития речи, а также для развития ребёнка как личности. Выполняя такие задания в парах, дети получают дополнительную информацию от соседа по парте; работая в группе - учатся формулировать свои мысли в совместной деятельности. Также прекрасным тренировочным упражнением является задания на распространение простого предложения. Такие задания можно предлагать на каждом уроке. Работать можно как в группе, так и индивидуально. Например: распространить простые предложения, используя как можно больше слов.
1. Пришла зима. 2. Выпал снег. 3. Ударил мороз.
Дети, сами того не зная, раскрывают свои возможности, иногда с неожиданной стороны даже для них самих. Некоторым достаточно составить предложение вида «Пришла долгожданная зима», а другим - целое море фантазии, творчества раскрывает этот вид деятельности.
1. И вот пришла настоящая снежная, холодная зима, с метелями, вьюгами и обильными снегопадами, которая принесла много радости, игр и развлечений ребятишкам во дворе, а также удивила маленького рыжего котёнка, никогда не видевшего этого чуда природы.
2. Выпал белый, пушистый, сверкающий на солнце, снег, который запорошил крыши домов, тропинки в сосновом лесу, укрыл тёплым одеялом вспаханные поля и задремавшие до весны сады.
3. Ночью ударил сильный трескучий мороз и сковал тихую речку ледяным прочным мостом, чтобы она, гордая красавица, спала до самой, такой ещё далёкой весны.
Дети с ограниченными творческими возможностями используют этот материал для написания сочинения, не испытывая при этом неуверенности в своих силах. При этом учителю предоставляется возможность использовать личные качества каждого обучаемого, его творческую направленность, его уникальность. Для других детей это отличный пример для подражания. Мне иногда достаточно чуть-чуть подредактировть творчество детей, и получаются интересные по содержанию и по качеству работы.
Внеурочная деятельность в начальной школе направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться добывать эти знания, действовать, принимать решения. Для достижения этой задачи мною создана Программа студии «Театр Буратино». В процессе инсценирования сказок дети знакомятся с новыми словами, терминами и оборотами речи, обогащают свой словарный запас. Важно, чтобы они не только понимали смысл и значение этих слов, но и умели употреблять их в речи, произносить и писать.
Цель занятий студии – дать возможность младшим школьникам проявить творчество, фантазию, на основе этого развивать устную речь. В ходе обучения дети учатся овладеть монологической и диалогической речью.
Задача курса: совершенствовать культуру речи и развивать устную речь, вовлекая в инсценирование сказок, воспитать чувство прекрасного, чувство коллективизма, дружбы, ответственности, формировать ум, воображения и речь младшего школьника.
Как показала практика, учащиеся увлеченно осваивают учебный материал, когда применяется коммуникативный подход. Это активизирует внимание учащихся, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию. Развиваются навыки исследовательской деятельности, творческие и коммуникативные способности, формируется умение работать с различного вида информацией.
Дети принимают участие в школьных викторинах, олимпиадах, конкурсах. Несколько учащихся разместили свои детские работы – сочинения, собственные стихи и сказки в электронном СМИ «Алые паруса». Веду факультативное занятие «Учимся писать сочинения». Использую рабочие тетради Л. И. Тикуновой «Учимся писать изложение и сочинение» 3 класс. Особое внимание в 3 классе уделяется:
- понятию «текст», формированию умения различать текст и отдельные предложения, не объединённые общей темой;
- теме текста, основной мысли текста, заголовку текста;
- делению текста на логически законченные части, их озаглавливанию, умению составлять план текста сюжетного характера под руководством учителя;
- видам текстов: повествованию, описанию, рассуждению;
- построению текста (начало, основная часть, заключение).
Тексты, помещённые в пособии, могут быть использованы для проведения различных видов изложений:
подробные (развёрнутые, близкие к тексту) или краткие (сжатые);
письменные или устные;
обучающие или контрольные;
полные, выборочные или с дополнительным заданием и другие.
При проведении анализа текстов-образцов у ребёнка развивается языковое чутьё, внимание к правильному употреблению слов, словосочетаний и фразеологизмов.
В заключение обращаю внимание на то, что упражнения должны использоваться избирательно, в соответствии с подготовкой каждого ученика и всего класса.