Оксана Юрьева
Развитие речи младших дошкольников при помощи загадок
▼ Скачать + Заказать документы
Роль загадки в развитии ребенка
В современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов. Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному языку. Они заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие. Ответы на многие загадки кажутся смешными и неожиданными, а значит развивают чувство юмора ребенка, приучают его мыслить творчески и нестандартно.
Публикация «Развитие речи младших дошкольников при помощи загадок» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Для самого процесса обучения это и есть тот опорный пункт, на котором сосредоточивается внимание, вокруг которого формируется полное представление об изучаемом предмете или явлении. Целесообразно загадывать детям загадки в соответствующей ситуации. Загадку можно использовать на прогулке, в играх, в быту, труде. Она заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Сама форма, загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым. Загадка :
- это не только игра, но и упражнение в рассуждении, в умении доказывать. Но по содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства, речи-описания. Таким образом, загадка - это не только игра, а и средство воспитания, обучения, развития детей, упражнение в рассуждении и умении доказывать.
Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:
- воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
- стимуляция умственной активности;
- развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
- расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
- развитие сенсорной сферы.
Виды загадок с примерами.
1. Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.
Разговорная форма:
Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?
Ответ: замок.
Стихотворная форма:
Серая шейка,
Жёлтый носок,
Плавает в речке
Как поплавок.
Ответ: уточка.
2. Загадки-рифмовки. Отгадывать их несравнимо легче ведь нужное слово так и просится на язычок. Но польза от таких словесных игр огромная. Они
способствуют развитию интеллекта малыша, будят фантазию и воображение,
но, главное, помогают получить первые представления о рифме. Самым
маленьким "отгадывальщикам" — загадки попроще.
Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны)
У меня пропал носок, утащил его… (щенок)
В реке большая драка: поссорились два… (рака)
Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это… (дом)
Не боюсь я слова "брысь", — я лесная кошка… (рысь)
3. Загадки-обманки тоже рифмуются, но в этом-то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить последнее словечко в рифму — получится смешная чепуха. Подобные загадки учат детей думать и быть внимательным, не поддаваться на обман. А еще развивают чувство юмора.
Пример детской загадки-обманки :
Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это.
(мишка, белка)
С пальмы вниз, на пальму снова
Ловко прыгает.
(корова, обезьяна)
Ржёт на поле поутру
Длинногривый.
(кенгуру, конь)
Слышал даже иностранец —
Всех в лесу хитрее.
(заяц, лиса)
4. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.
У тридцати двух воинов один командир. (Зубы и язык)
Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят. (Месяцы)
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)
У меня который год
ежик в комнате живет.
Если пол намазан воском,
Он натрет его до лоска. (Полотер)
Стучат, стучат — не велят скучать.
Идут, идут, а все тут как тут. (Часы)
4. Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Например:
Скоро 1 0 лет Сереже —
Диме нет еще шести.
Дима все никак не может
До Сережи дорасти.
А на сколько лет моложе
Мальчик Дима, чем Сережа?
(на 4 года)
Возле леса на опушке трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?
(Машенька и три медведя).
Пятерка братьев неразлучна, им вместе никогда не скучно.
Они работают пером, пилою, ложкой, топором (пальцы).
Черен, да не ворон.
Рогат, да не бык.
Шесть ног без копыт.
Летит жужжит,
упадет – землю роет
(жук).
Сочинять свои собственные загадки — это не менее интересно и полезно, чем их отгадывать. Такая творческая работа учит малыша говорить ярко, кратко и образно, помогает найти сходство между непохожими вещами, увидеть знакомый предмет или явление с новой, необычной стороны.
Сочинять загадки можно буквально обо всем. Начинать можно на самой
обычной прогулке: "Маленький, серенький, по веточкам прыгает и чирикает".
Конечно, это воробей. Подобные описательные загадки вполне по силам
сочинять малышам, начиная с трехлетнего возраста. Правда, сначала им никак не удается правильно сформулировать вопрос: "У зайчика короткий хвостик и длинные ушки. Кто это?"Покажите малышу, как важно выделить какую-нибудь характерную особенность того животного, о котором вы составляете загадку.
Например, если сказать "большой зверь, живет в лесу", то придется долго
перечислять всех лесных жителей. А вот если добавить, что он любит
полакомиться желудями, сразу станет ясно, что речь идет о кабане. В такую
"сочинительную" игру хорошо играть на улице. По очереди с малышом
загадывайте друг другу загадки о встречных предметах.
"Едет, гудит, людей везет", "Лохматая, хвостатая бежит и лает" или, скажем, "Листики зеленые, а ствол белый". Такая нехитрая игра принесет малышу огромную пользу, развивая его наблюдательность, внимание и речь.
С ребятишками постарше, можно сочинять загадки-сравнения : круглый,
как шар, зеленый как трава, сладкий, как сахар (арбуз). Для этого нужно
сначала выделить какие-то основные признаки предмета, о котором
составляется загадка, а потом уже подумать, с чем их можно сравнить. Вот
типичная детская загадка на основе отрицательного сравнения: с усами, а не
дядя, полосатая, а не тигр, живет в доме, а не собака. Понятно, что это кошка.
Если вы решили придумать загадку, например, о зонтике, попросите малыша
выделить его основное назначение, для чего он нужен. Прятаться от дождя! А на что похож зонтик? На купол, на крышу на ножке, на грибок. А какого он цвета? Яркий, разноцветный, расписной. Вот вам и готова загадка : купол
расписной от дождя спрятал нас с тобой. Только, пожалуйста, не смейтесь над ребенком и не критикуйте его загадки, какими бы глупыми и нелепыми они вам не казались. В любом случае, это огромная работа ума, это поиск нужных слов, это искренность и непосредственность. За это нужно непременно хвалить. А примитивность детских загадок идет, чаще всего, от недостатка жизненного опыта, от скудности знаний о себе и окружающем мире. Чем больше жизненного опыта, тем интереснее детские загадки. И наоборот, чем больше мы отгадываем и сочиняем загадки вместе с малышом, тем лучше он развивается, тем большее количество информации усваивает.